Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" icon

Курсовая работа Реферат "Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе"




Скачать 78.44 Kb.
НазваниеКурсовая работа Реферат "Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе"
Кожевникова В. Н
Дата конвертации13.12.2012
Размер78.44 Kb.
ТипКурсовая
источник




ВЕРХНЕЛАЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Курсовая работа
Реферат

"Организация учебных занятий
в сельской малокомплектной


школе".


Выполнила :
учитель Тойгильдинской
начальной школы
Буинского района РТ
Кожевникова В. Н.

2007 - 2008 учебный год.

Содержание.

1. Введение.

2. Варианты комплектования классов.

3. Урок - основная форма обучения и воспитания
в малокомплектной школе.

4. Урок с двумя и тремя классами.

5. Заключение.

Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания
старшим младших. Такие школы напоминают большую семью.
Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее,
чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности
для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных
для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг
другу верят и помогают.

Однако малокомплектная школа имеет свои специфические
трудности,
обусловленные небольшим количеством учеников и
социальной средой, которая оказывает далеко не всегда поло-
жительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Боль-
шое беспокойство вызывают такие факторы, как :

* низкая информационная насыщенность школ на селе;

* отсутствие специальной литературы;

* недостаточность научно - методических рекомен-
даций по управлению начальной малокомплектной
школой;


* низкий образовательный и культурный уровень сель-
ской семьи;


* отдаленность малокомплектных начальных школ от
методических центров.


Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить
новые, более эффективные средства организации педагогического
процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания) опти-
мально используя для этого все возможности, связанные со спе-
цификой учебно - воспитательной работы в малокомплектной школе.

Малая наполняемость классов имеет и ряд преимуществ, кото-
рые нужно знать и рационально использовать в повседневной прак-
тической деятельности.

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

* индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их
темперамента и нервной системы, особенностей раз-
вития, склонностей и интересов, уровня знаний и
умений;


* личностно - ориентированный подход в обучении, при
котором личное общение выступает как цель и сред-
ство обучения и воспитания, как понимание внутрен-
ней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат" друг
друга;


* практическую направленность учебной деятельности уча-
щихся ( экскурсии на сельскохозяйственные объекты, учас-
тие в опытнической работе и т. д.)


II

В сложных своеобразных и нестандартных условиях малоком-
плектной школы существенно возрастает роль организации учебно -
воспитательного процесса. Основной структурной компонент началь-
ной малокомплектной школы - класс - комплект.В подавляющем
боль-
шинстве территорий начальная школа на селе - одно - или двухком-
плектная. При работе школы по программе I - IV комплектование
классов происходит по договоренности между учителями: в один
комплект сводятся смежные (I и II; III и IV ) классы или разновоз-
растные (I и III; II и IV ). Оптимальным мы считаем объединение раз-
новозрастных классов и рекомендуем его учителям. Это традицион-
ное ,из земской народной школы идущее комплектование,опробо-
ванное многими поколениями учителей; такое объединение педа-
гогически целесообразно, т. к. позволяет организовать самостоя-
тельную работу старших, работу в переменных парах, высвобож-
дая время учителя для младших, требующих усиленного внимания;
учителю легче переключать свое внимание, не смешивать учебные
программы, не снижать требований к старшим, приноравливаясь к
младшим, что случается при смежном комплектовании.

При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:

* численность учеников в каждом классе;
"сложность программы;


* степень подготовленности учеников каждого класса к
самостоятельной работе на уроке;


* опыт и квалификацию педагога;

* площади классной комнаты.

III

Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной
школе является урок. Отличительной особенностью уроков в
малокомплектной школе является широкое использование всех
видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана
необходимостью проводить самостоятельную работу.Основные
требования к организации самостоятельной работы таковы.
Содержание и характер её определяется задачами конкретного
урока и целью изучения всей темы , при этом содержание дол-
жно быть посильным,а характер деятельности разнообразным,
чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды
восприятия и памяти ( слуховая, зрительная, двигательная ).
Важно предусматривать в содержании самостоятельной ра-
боты постепенное наращивание трудностей. Содержание за-
даний должно быть доступно учащимся. Это означает, что
формулировка задания четка , лаконична, понятна ребёнку,
характер задания предполагает , что ученик владеет необхо-
димыми для его выполнения исполнительскими операциями,
умениями и навыками. В зависимости от конкретных задач
урока, под готовка учителя и учащихся , наличия средств обуче-
ния самостоятельная работа может проводиться на разных
этапах усвоения учебного материала : при подготовке к воспри-
ятию нового; при ознакомлении с новым ; при первичном закреп-
лении и совершенствовании формулируемых умений инавыков;
при контроле и при повторении усвоенного.

Итак, самостоятельная работа является органической частью
учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется
прежде всего задачами урока, особенностями формирования
определённого вида понятий, подготовленностью учащихся. Пла-
нируя самостоятельную работу, учитель определяет: на каком
этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наи-
более целесообразна; что можно требовать от учащихся на
данном уровне овладения материалом: какими должны быть
характер и форма задания.

Большое внимание в начальной школе уделяется и до-
машней работе. Домашняя работа приучает учеников добро-
совестно относиться к своим обязанностям,воспитывая
трудолюбие, ответственность, умение контролировать себя,

преодолеть трудности .подготавливает к самообразованию и
формирует первоначальные навыки органиизации труда. Но до-
машняя работа не должна подменять урок . Она вытекает из него
и обслуживает его потребности . Так же характер и объём домаш-
ней работы определяется характером и объёмом работы, выпол-
ненной на конкрентном уроке и запланированной на следующие
уроки.При этом объём домашней работы регулируется ещё и
нормами времени на её выполнение (1 класс -без домашнего
задания; 2 класс - до 1,5 часов ; 3 -4 классы - до 2 часов на все
домашние задания ).

Обязательна систематичность домашней работы .У детей
младшего школьного возраста не сформируется представление
о ежедневном домашнем учебном труде , если они не будут полу-
чать задания на дом ежедневно.Бытующие в некоторых школах
выражения " вы сегодня хорошо поработали на уроке, поэтому
домашнего задания не получите" наносят большой воспитатель-
ный вред, приучая ребёнка видеть в домашней работе не ра-
дость познания, интереса учения, а наказание за недостаточно
качественный труд на уроке. По степени трудности она не дол-
жна превышать работы , выполненной на уроке.В целом , система
домашних заданий должна строиться так, чтобы каждое задание
или группа заданий формировала или закрепляла, углубляла
определённое конкретное умение, а сочетание продуктивных,
конструктивних и творческих видов заданий обеспечивает всес-
тороннее усвоение учебного материала учащимися и их развитие.

IV

В малокомплектной начальной школе остро стоит и вопрос:
как составить план урока? Ведь план урока должен отражать его
специфику. Поэтому в малокомплектной школе удобнее пользовать-
ся комплексным приемом поурочного планирования.

Особенность его в том, что в одном и том же плане урока
параллельно определяется содержание учебных занятий в двух или
нескольких классах и общая их организация. План должен быть мак-
симально кратким, но в то же время содержать материал, необходи-
мый для проведения урока. В нем четко формируется тема урока,
цели и названия этапов, вопросы и т.д. В плане следует отразить

содержание заданий для самостоятельной работы. Вопросы , зада-
ния, примеры, задачи из учебников переписывать нет необходимос-
ти , достаточно указать страницу учебника и номера заданий. Зада-
ния, подготовленные самим учителем можно записать либо в план,
либо на отдельные листочки, карточки, на которые в плане урока
делает ссылка. В плане урока следует включить дополнительный
материал (вопросы, задания), который может быть использован в
беседе или дан ребятам, досрочно справившимся с основным зада-
нием.

В плане урока должны быть указаны учебные пособия , исполь-
зованные на нём.

Большое значение имеет точное время начала и окончания
каждого этапа урока. Это поможет нам полнее реализовать задуман-
ную организацию детей.

В современной начальной школе распространены и пятиднев-
ная , и шестидневная учебные недели. Режим учебной недели (рас-
писание уроков) мог быть разнопредметным и однопредметным. Этот
подход сохранился и сегодня. При разнопредметном подходе чтение
могло сочетаться с родным языком, математикой и т.д.

Однако многолетняя практика работы педагогов покозала, что
оправдывает себя однопредметное расписание.

Главное достоинство однопредметних уроков в следующем:

*учителю легче планировать урок и переключать внимание
учеников с одного вида занятий на другой.


* уроки позволяют увеличить время на работу под непос-
редственным руководством учителя, развивать активность
учащихся.


* учитель имеет возможность создавать условия для рече-
вого развития детей, формирования навыка самоконтроля и
оценочной деятельности.


Результативность урока в малокомплектной школе зависит от
его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо
продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возник-
нут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т.е.
заранее выделить так называемые "зоны особого пед. внимания".
Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда
все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение
учителя, играют, выполняют задание.

Например:
На уроках рус. яз. общими могут быть:

* занятие по чистописанию

* словарный диктант

* работа с картиной

* грамматический разбор и т.д.

На уроках математики : устный счет, работа с геометрическим
материалом, работа над задачей и другие.

Итак, правильное комплектование объединенных классов, уме-
лое составление расписания, планирование урока, характер учебного
оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на
организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обу-
чения в малокомплектной начальной школе.

Рекомендуемая литература.

1. Акбашев Р.А. Малокомплектная школа: проблемы, поиски,
решения.
Казань: Татарское книжное издательство 1992 год .

2.Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся,
оканчивающих начальную школу.
М..,-2001 год.

3. Программы общеобразовательных учреждений.
Начальные классы (1- 4 ).
-М.. , 2000 год.




Похожие:

Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" icon«Модернизация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»
...
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconДифференцированный подход в обучении на уроках обж в сельской малокомплектной школе Учитель обж
Дифференцированный подход в обучении на уроках обж в сельской малокомплектной школе
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconКрепкова Светлана Владимировна директор моу павловской
Проект «Создание условий для коррекционно-развивающего образования в малокомплектной сельской школе»
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconКурсовая работа реферат «Развитие творческих способностей младших школьников»
Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности...
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconКурсовая работа реферат «формирование культуры речи младших школьников»
В. а сухомлинского Все мы знаем,что от учителя начальных классов действительно многое
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconПрограмма работы по оздоровлению школьников, и контролю за их самочувствием во время учебного процесса
В нашей школе постоянно ведется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечению нормального роста и развития детей....
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconАнализ анкет членов рмо учителей иностранного языка (2010-2011)
«Работа с одарёнными детьми», «Повышение мотивации к изучению английского языка», «Работа в малокомплектной начальной школе»
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconКурсовая работа на тему «Открытый урок»
Данная курсовая работа выполнена для того, чтобы учителя русского языка и литературы могли использовать разработанные мною уроки...
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconПоложение об организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине в гоу спо «Саткинский педагогический колледж»
Среднего профессионального образования (среднем спе­циальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской...
Курсовая работа Реферат \"Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе\" iconПлан мероприятий по предупреждению пропусков учебных занятий без уважительных причин в мбскоу «Школа-интернат №37 VIII вида»
Учет посещаемости учебных занятий учащимися; анализ причин пропущенных учебных занятий
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы