Развитие критического мышления Оглавление icon

Развитие критического мышления Оглавление




Скачать 141.06 Kb.
НазваниеРазвитие критического мышления Оглавление
Дата конвертации08.02.2013
Размер141.06 Kb.
ТипДокументы
источник

Развитие критического мышления

Оглавление


Развитие критического мышления 1

Оглавление 1

Определения: 1

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление» : 3

Ступени развития критического мышления 4

Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики 4

Тренинг 6 мыслительных шляп (Опубликовано 11 Декабрь 2006 от Андрей Малыгин) 11

Учебная ситуация с использованием метода «Синквейн» 13



Определения:


  1. ^ Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

  2. ^ Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам[1]. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем задавание вопросов.



Результат:

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

- поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
- собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
- приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
- думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
- эффективно общается с другими при выработке решения .

Критическое мышление, вкратце, это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы. и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм.

^ Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

^ Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
^

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление» :


ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Следует признать, что учащиеся не сразу прониклись идеями новой технологии, некоторые поначалу сопротивлялись непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. Но постепенно учащиеся вошли во вкус и дело пошло.

РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.


^

Ступени развития критического мышления


Высококвалифицированный мыслитель

Хорошая привычка мыслить становится второй натурой


^ Продвинутый мыслитель

Мы продвинулись, постоянно практикуясь


Практикующий мыслитель

^ Мы осознаем необходимость регулярной практики


Начинающий мыслитель

Мы пытаемся стать лучше, но без регулярной практики


^ Задумывающийся мыслитель

мы встречаемся с важными проблемами при размышлении


Нерефлексирующий мыслитель

мы неуверенны в значительности проблем при размышлении
^

Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики


«Мозговой штурм»

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

  • I уровень - что ты знаешь?

  • II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)

  • III уровень - применение, анализ, синтез

Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

Например:

  • I уровень - Приведите примеры исполнителей;

  • II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?

  • III уровень – А нужны ли нам исполнители?

Или:

  • I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?

  • II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?

  • III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:



^ Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.


^ Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.



Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.



Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

...

...

...

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Переменные и действия над ними. Циклы

Как найти сумму нескольких чисел

Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Робота



Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Цикл «Для». Команды строка и столбец

Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле

Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

^ Прием «Кубик»

В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

Примеры таких задач вы может увидеть ниже:



^ Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Учитель

Душевный, открытый

Любящий, ищущий, думающий

Много идей - мало времени

Призвание


Или:

Учитель

Суетливый, крикливый

Объясняет, объясняет, ждет

Когда окончится эта пытка?

Бедолага


Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.

^ Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно


Или:

Развилка

Полная, сокращенная

Предлагает, выбирает, решает

Нужно выбрать правильный путь

Проблема

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

Тренинг 6 мыслительных шляп (Опубликовано 11 Декабрь 2006 от Андрей Малыгин)


Метод шести шляп мышления обеспечивает навыки и инструменты, которые могут быть немедленно применены для решения проблем и принятия решений. Это простая и эффективная система, которая значительно увеличивает производительность труда. И тем больше, чем больше человеку приходится думать и общаться с другими людьми.

Применение Шести шляп на совещании гарантирует, что все участники будут сосредоточены на поставленной задаче и будут думать о ее решении.

В предлагаемой системе мышление разделено на шесть категорий, с каждой из которых соотнесена метафорическая шляпа определенного цвета. Данная шляпа выполняет роль аттрактора для нашего мышления, обеспечивая более эффективную концентрацию и легкость в управлении собственными мыслями.

Отличия между блестящей и посредственной группами – взаимодействие и совместная работа ее участников. Чем эффективнее общение в группе, тем лучше для нее. Организации, использующие Шесть шляп мышления, сообщают, что их сотрудники более производительны и в общем “более счастливы и здоровы”.

Это факт, что производительность встречи зависит от того, насколько хорошо ведущий способен ее провести. И использование предлагаемого Вам приема позволяет как сократить время встречи на 40% и более, так и повысить эффективность встречи.





Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.




Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.




Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.




Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.



Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.


Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Гарантия соблюдения всех шести шляп.


Метод «Карусель»


^

Учебная ситуация с использованием метода «Синквейн»




Класс: 9 класс

Авторы УМК (учебников, программы): Семакин И.Г.

Цель учебной ситуации:

Развивать умение анализировать, выделять главные признаки, оценивать собственное видение проблемы, готовность слышать и понимать другого человека, оценивать эффективность коллективной работы.

^ Формулировка задания: построить синквейн по любому термину урока по теме «Алгоритм»

Тип задания: групповая работа

Этап урока: Заключительный этап – рефлексия.

Учащиеся уже знакомы с понятием синквейна.

Тема урока «Алгоритм». Рассматриваются понятия:

Алгоритм

Исполнитель

Система команд исполнителя

Свойства алгоритмов

^ Технология выполнения задания:

    1. Учащиеся разбиваются на 3 группы по 4 человека и получают задание построить синквейн по любому термину урока. На работу групп даётся 5 минут.

    2. Ученики в группах выбирают понятие.

    3. «Мозговой штурм» - набрасывают варианты для каждой строки (каждый ученик свою строку!)

    4. Каждая группа из предложенных строк конструирует свой синквейн (можно в печатном виде для интерактивной доски).

    5. Публичное выступление каждой группы.

    6. Обсуждение. 5 минут. Если все термины совпали, можно проголосовать за самый точный, самый неожиданный, самый смешной синквейн и т.д.

    7. Учитель: «Какие понятия вы не взяли для синквейна? Почему? Это ваше домашнее задание.»



^ Методическая ценность задания (наличие мотивационной, развивающей составляющей, дифференциация, возможные ошибки, формы контроля):

Мотивационная составляющая. Эта технология даёт учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу. Ученик может выступать в роли лидера группы.

^ Развивающая составляющая. Синквейн - тренинг по основным понятиям урока, учит анализировать, точнее формулировать, иногда рассмотреть объект в неожиданном контексте. Технология способствует развитию творческих способностей, учит мыслить критически.

Дифференция. В процессе «мозгового штурма» индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, каждый ученик формирует свою строку в соответствии с уровнем понимания, фантазией, словарным запасом и пр.

^ Возможные ошибки. Ученики могут путать термины русского языка (прилагательное, глагол и т.д.), но в целом сделать содержательные ошибки в синквейнах невозможно – ведь это творчество в чистом виде.

Формы контроля. Синквейн можно рассматривать как форму контроля.


Целесообразность использования технологии критического мышления:

  • Организация коллективной работы - работа в группах;

  • Индивидуализация работы – каждый ученик осмысливает и даёт варианты;

  • Активизация мыслительной деятельности – анализ новых понятий урока и выделение главных признаков , также анализ терминов русского языка (прилагательное, глагол и т.д.)







Похожие:

Развитие критического мышления Оглавление iconТехнология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления»
Если школьник с самого начала готовится к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известных проблем,...
Развитие критического мышления Оглавление iconОпыт учителя английского языка М. А. Яковлевой по использованию технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Стадии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Развитие критического мышления Оглавление iconТехнология критического мышления на уроках экономики оглавление
Кроме этого в 2007 году я проводила диагностику по определению у учащихся уровня готовности самостоятельно работать с текстом ( по...
Развитие критического мышления Оглавление iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
Развитие критического мышления Оглавление iconТехнология развития критического мышления через чтение и письмо
«учить себя», а не только получать готовые знания, передающиеся учителем. Соответственно, учитель тоже должен найти новые подходы...
Развитие критического мышления Оглавление iconПримеры методических приемов технологии развития критического мышления
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т. Г. От самопознания к...
Развитие критического мышления Оглавление icon2010 г Метод проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,...
Развитие критического мышления Оглавление iconУрок русского языка в 5 классе
По теме «Глагол в языке и речи» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Развитие критического мышления Оглавление iconМетод проектов. Краткое методическое описание
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений...
Развитие критического мышления Оглавление icon«Проектная и исследовательская деятельность учителя. Использование современной технологии метода проектов в обучении математике»
Основные цели обучения в современном мире, формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы