Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности icon

Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности




Скачать 57.69 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности
Дата конвертации07.12.2012
Размер57.69 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В качестве приоритетов российской образовательной политики на современном этапе выдвинуты всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья нации. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Среди причин, способствующих ухудшению здоровья учащихся мы можем выделить:

  • резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;

  • обострение экологических проблем;

  • интенсификация учебного процесса;

  • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья;

  • массовое распространение среди подростков вредных привычек;

  • отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.


Необходимость организации системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении учащихся и учителей, но и реализации основной цели – повышении качества образования.


Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков. Это, в первую очередь, использование управляемых факторов, не требующих дополнительных финансовых затрат:

  • использование эффективных методов обучения;

  • реальная разгрузка содержания общего образования;

  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

  • улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

  • рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников в каждом образовательном учреждении формируется в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения, выявленных в ходе анализа этой деятельности по основным параметрам:

  1. Двигательная активность и физическое развитие детей:

  • динамические паузы;

  • спортивные секции (охват учащихся);

  • занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям;

  • массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

  1. Организация питания:

  • приготовление горячей пищи;

  • буфетная продукция;

  • сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно свежие овощи и др.).

  1. Учебные нагрузки:

  • расписание;

  • продолжительность уроков;

  • продолжительность перемен;

  • продолжительность учебной недели;

  • дозировка домашних заданий.

  1. Обучение здоровому образу жизни:

  • Беседы по профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным проблемам.

  1. Превентивные меры:

  • запрет употребления спиртных напитков и курения;

  • запрет употребления и распространения наркотических веществ;

  • контроль пропусков уроков;

  1. Педагогический коллектив:

  • профилактические осмотры (1 раз в год);

  • участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях.

  1. Взаимоотношения с родителями:

  • беседы, родительские собрания, направленные на содействие укреплению здоровья;

  • участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях;

  • индивидуальная работа.

Приоритетными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:


Учебно-воспитательная работа:

  • соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;

  • организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;

  • составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;

  • строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам;

  • создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;

  • контроль за правильным использованием технических средств обучения:

  • организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;

  • организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп.


^ Диагностическая работа:

  • осуществление медико-педагогического мониторинга учащихся (плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений);

  • выяснение роли природно-климатических, биологических (наследственных) и социально-экономических условий и факторов в процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;

  • осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки;

  • анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.


Профилактическая и коррекционная работа:

  • формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;

  • мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация);

  • контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;

  • контроль за состоянием рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;

  • контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы;

  • оснащение необходимым сантехническим оборудованием туалетов, учитывая разность возрастного контингента учащихся;

  • оснащение медицинского и стоматологического кабинетов оборудованием, лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами;

  • контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов),


Опытно-экспериментальная и научно-методическая работа:

  • повышение грамотности учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся;

  • скорейшее внедрение результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику образовательного процесса ;

  • научное исследование уже имеющихся авторских учебных программ и пособий с целью внедрения оптимальных для школы программ в образовательный процесс;

  • контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;

  • разработка новых авторских программ, методик и методов для учащихся младших, средних и старших классов; экспериментальное внедрение и анализ полученных результатов;

  • проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся;


^ Информационно-просветительская работа:

  • использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (выступления по школьному радио, публикации в газете, организация лекций, семинаров, проведение «Дней здоровья»);

  • использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);

  • осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.




Похожие:

Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации работы методического объединения
«Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях» и от 18 февраля 2004г. №01-806 «Методические...
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей
«Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях» и от 18 февраля 2004г. №01-806 «Методические...
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в школе
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации. И. о. Директора Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для использования в практической работе Методические рекомендации...
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации деятельности, направленной на формирование культуры здоровья школьников
Методические рекомендации по организации деятельности, направленной на формирование культуры здоровья школьников в мкоу сош №7 п....
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Инструктивно-методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия (2003-2004...
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос начального общего образования»
Методические рекомендации к организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области составлены на основе...
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации увп, методике преподавания предмета, воспитанию школьников
Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 №463/1288 по согласованию с Минтруда РФ. При составлении инструкции учтены также...
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации воспитательного процесса (Приложение №1) Приказы, законы, письма, постановления, мет рекомендации и тд
Федеральные, региональные, муниципальные нормативные документы и методические рекомендации по организации воспитательного процесса...
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности iconМетодические рекомендации по организации и проведению егэ в субъекте РФ методические рекомендации по организации и проведению
Организация и нормативное правовое обеспечение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12) классов в форме егэ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы