Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры icon

Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры




Скачать 98.01 Kb.
НазваниеРодителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры
Дата конвертации04.12.2013
Размер98.01 Kb.
ТипДокументы
источник

Родителям о новом школьном предмете ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры.


Чем вызвано появление изучения ОПК и в целом религиозных культур в современной российской общеобразовательной школе.

Цели общего образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний.  Ученые-педагоги среди основных задач общеобразовательной школы выделяют:

- воспитание личности, приобщение её к народу, обществу, государству;

- освоение научных знаний, основ наук;

- начальная профессиональная ориентация, подготовка к выбору профессии или рода занятий в обществе.

Задачи воспитания детей в школе, в том числе приобщения к культуре своей семьи, народа, общества, являются, по сути, ведущими, основными в деятельности общеобразовательной школы в любом государстве, в том числе в России. Это, прежде всего, задача общего гражданского воспитания школьников, формирования российской гражданской и культурной идентичности, воспитания патриотов и граждан России. Это и задача духовно-нравственного воспитания, формирования у школьника по выбору его семьи, родителей (законных представителей) и его самого с определенного возраста устойчивой системы духовно-нравственных ценностей на основе целостных мировоззренческих и этических традиций, представленных в российском обществе.

Без согласованного решения этих воспитательных задач обучение ребенка в школе во многом обесценивается. Теряет свое значение и освоение им основ наук, и подготовка к выбору профессии. Выпускники школы, юноши или девушки без сформированного исторического сознания, национального самосознания, крепких моральных устоев не смогут найти себе достойного места в обществе, реализоваться как личности, создать в будущем счастливые семьи, быть настоящими гражданами, хозяевами нашей страны, своего будущего.

Школьное образование не может быть лишено устойчивой ценностной основы. При сохранении такого положения у школьников неизбежно вырабатывается легкомысленное и потребительское, утилитарное отношение к образованию, когда они учатся только ради аттестата или диплома, трудятся только ради денег, живут только ради удовольствий. Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения. Преподавание Православной культуры, других религиозных культур в рамках комплексного курса, а в перспективе в рамках новой предметной области духовно-нравственного содержания (группы учебных предметов по выбору) в школьном учебном плане имеет целью формирование мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

Роль воспитания в общеобразовательной школе, необходимость его возрождения в российской школе на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов России признается сегодня в научном, педагогическом сообществе, государством и религиозными конфессиями. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний». В принятом новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования, примерной основной образовательной программе для начальной школы в разделе 1.2., устанавливающем основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, указано: «Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций» [3].


Из формулы «я люблю своё» не следует необходимое дополнение в виде формулы «и ненавижу всё чужое». Так что Основы православной культуры, как и учебные предметы по другим религиозным культурам — это ещё и средство от экстремизма, основанного на невежестве. Человек, действительно любящий и ценящий свою духовную культуру никогда не пойдет громить другую культуру и её носителей просто потому, что они «другие». А вот люди, искусственно оторванные или сами оторвавшиеся от своих культурных корней от традиционной морали, духовные «босяки», гораздо более способны на такие мысли и действия. Это подтверждает и наша отечественная история.


Изучение основ религиозной культуры может многое предложить растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных дарований и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах.


Да, эти учебные предметы (модули) в рамках комплексного курса, а в перспективе и в рамках новой предметной области в школьном учебном плане вводятся на элективной основе. Элективный предмет это предмет по выбору, но по выбору из определенного перечня предметов. То есть родители обязаны выбрать какой-либо один  из предметов, не могут отказаться от изучения всех.

Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у подавляющего большинства граждан, семей в нашем обществе, что какое-либо духовно-нравственное образование и воспитание в школе, так или иначе, необходимо. Что без этого компонента общее образование не может достигать своей цели. Отметим, что и в указанных рекомендациях Общественной палаты РФ этот момент также был отмечен: «2. Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников». Данное положение обсуждалось, и было принято представителями нашего гражданского общества, которые придерживаются разных мировоззрений, религиозных и нерелигиозных, выражают разное отношение к религии, в том числе атеистами.


Но выбор семьей изучения ОПК — это двусторонний процесс. Поэтому не менее значимым тезисом в общении с родителями, помимо разговора о том, что может дать изучение ОПК их ребёнку, семье, является и тезис о взаимной ответственности за такой выбор.

Органы управления образованием разного уровня, школа в лице администраторов и учителей, Русская Православная Церковь в лице епархиальных структур по эксперименту в регионе и Синодального отдела религиозного образования и катехизации несут каждый свою ответственность за организацию и качество преподавания ОПК. Но есть ответственность и семьи ребёнка, да и самого школьника, несмотря даже на его малолетний возраст. Именно такой подход и такое отношение будут конструктивными для того, чтобы родители и сам ребенок внесли максимальный вклад в успешность эксперимента и в целом развития преподавания ОПК в российской школе.

В собеседованиях, выступлениях перед родителями, избравшими для своего ребенка изучение ОПК, целесообразно указывать на то, что таким выбором семья фактически декларирует или свою принадлежность к Русской Православной Церкви или, по крайней мере, предпочтительное отношение к православной христианской традиции, культуре, ценностям. Во всяком случае, это означает согласие и желание, чтобы их ребенок изучал историю и традиции Православия, имел возможность свободно и добровольно приобщаться к православной культуре, традиции. В ином случае лучше избрать для изучения другой предмет.

Конечно, Церковь заинтересована в том, чтобы как можно больше семей в нашей стране, имеющих православные корни в своей семейной истории, православных предков избрали для изучения их детьми Основы православной культуры. Чтобы эти семейные традиции восстанавливались и продолжались. Не говоря уже о той части российского общества, которая тесно связана с Церковью, ведет церковный образ жизни. Однако, если семья, родители, не согласны чтобы их ребенок открыл свой разум и сердце для Христовой Истины, сохраняемой в церковной ограде, без чего немыслим никакой компетентный разговор о православной культуре и православное духовно-нравственное воспитание, то лучше подождать и не записываться на ОПК.


Необходимые условия для воспитания — свобода и ответственность. Свобода без ответственности — распущенность, а ответственность без свободы — рабство. Всякий свободный выбор влечёт за собой определенную ответственность. Родители школьника, избравшие для него изучение ОПК, должны сознавать, что это может потребовать от них помогать ребенку в освоении нового для него предмета, внимательно и бережно относиться к его чувствам и эмоциям, связанным с этим предметом, постараться уделить отдельное время на общение с ребёнком именно по вопросам изучения им Православия.

Также родители должны сознавать, что их обязанностью является выяснить и ясно представлять себе, кто и что будет преподавать их ребёнку по ОПК в школе. Надо ознакомиться с пособием, познакомиться и с учителем, который будет вести ОПК, выяснить его личное отношение к предмету, квалификацию, а при возможности уровень и качество знаний им православной христианской традиции.


Проводимый эксперимент по включению изучения религиозных культур народов России по выбору (духовно-нравственной культуры народов России) в основную, обязательную часть школьной программы является только одним из путей возвращения традиционной духовной культуры в российскую школу. Получить какое-либо серьёзное представление о православной вере и культуре за две учебные четверти преподавания ОПК в рамках эксперимента, формат которого задан Министерством образования, — невозможно. Тем более невозможно рассчитывать на какие-либо значимые воспитательные результаты без многолетнего систематического изучения и деятельного «погружения» в систему христианских нравственных ценностей, православную традицию.

«Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка». 


В начавшемся 2010-2011 учебном году должен быть обеспечен выбор предмета изучения на следующий, второй цикл эксперимента: преподавание комплексного курса в последней четверти 2010-2011 учебного года в 4-х классах и- первой четверти 2011-2012 учебного года в 5-х классах.

ОПК является учебным предметом, обеспечивающим этнокультурные интересы обучающихся (углубленное изучение русской культуры).

Таким образом, в добавление к вводимому новым ФГОС общего образования преподаванию ОПК 17 часов во втором полугодии 4 класса, школа может ввести изучение ОПК, по крайней мере, 1 час в неделю во 2-4 классах. Решение об этом может быть принято в любой школе, если в достаточно степени будет выражено желание родителей обучающихся в ней детей.

Таким образом, в настоящее время, с одной стороны, складываются возможности развития преподавания ОПК как в урочной форме, так и в форме внеурочных занятий. С другой стороны, сохраняется проблема обеспечения адекватного объема учебного времени для изучения ОПК — с учебной нагрузкой в обязательной части Базисного учебного плана не менее 1 часа в неделю по всем годам обучения в начальной школе в рамках новой предметной области духовно-нравственного образования.


Примечания и ссылки

1. Здесь и далее по тексту выделяются и подчеркиваются положения, наиболее значимые для организации изучения ОПК в школе в сотрудничестве с родителями школьников и церковными организациями.

2. Использованы «Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации» (письмо Минобрнауки от 30 апреля 2010 г. № 03-831); «Дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ» (письмо Минобрнауки от 21 мая 2010 г. № 03-1032); Разъяснения к этим материалам, подготовленные в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви на сайте ОРОИК РПЦ в разделе «В рамках федерального эксперимента»:  http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=878:-l-r-&catid=71:2009-12-20-13-16-17&Itemid=137; материалы Екатеринбургской и Верхотурской, Чебоксарской и Чувашской епархий.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010. На сайте Минобрнауки России: Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

4. Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Председателю Правительства РФ В.В. Путину от 02.08.2009 г. Пр-2009 ВП-П44-4632. На сайте ОРОИК РПЦ в разделе «В рамках федерального эксперимента»: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=919:------2--2009&catid=71:2009-12-20-13-16-17&Itemid=137

5. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» / На сайте ОРОИК РПЦ в разделе «Документы»: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=926:-l-r-l-r&catid=63:documenti&Itemid=125; На сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/358393.html

6. Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября2006 г. / http://www.oprf.ru/publications/documents/resolutions/1963

7. Содержание учебного предмета по православной культуре для светской средней школы было разработано в 2002 г. по решению Координационного совета по взаимодействию РПЦ и Минобразования России и зафиксировано в Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к письму Минобразования России органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16) / http://ed.informika.ru/ob-edu/noc/rub/228/; На сайте ОРОИК РПЦ в разделе «Документы»:http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=925:-22102002-14-52-876-16-l-&catid=63:documenti&Itemid=125

8. Текст учебника: http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=217http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-–-polnyj-tekst-uchebnika/

9. Рекомендации ряда прошедших мероприятий в регионах по итогам первого этапа эксперимента предлагают сконцентрировать изучение комплексного курса в течение одного учебного года, в 5 или лучше в 4 классе. 

10. Подобный ресурс учебного времени остается и в проекте Базисного учебного плана для основной ступени общего образования в несколько меньшем объеме, в сравнении с действующим стандартом, в 5-7 и 9 классах.

11. Общественная палата Российской Федерации. Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». Материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. Москва, 1 декабря2010 г.




Похожие:

Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconПамятка для родителей Общие положения: Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разработан для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс орксэ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconРекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с 2012 года в общеобразовательных учреждениях Красноярского края
Игиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры,...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconПлан мероприятий по апробации в 2009 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых рел
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconПриказ №926 от 16 ноября 2011г «Об обеспечении преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconПриказ №926 от 16. 11. 2011 года Комитета образования аммр «Об обеспечении преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconПлан мероприятий по введению в 2012 -13 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики», включающего модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconИнформация по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconПриказ №129-03 17 ноября 2011 года
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconПриказ №926 от 16 ноября 2011г
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Родителям о новом школьном предмете орксэ (основы религиозной культуры и светской этики) модуль основы православной культуры iconПриказ №926 от 16 ноября 2011г
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы