Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения icon

Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения




Скачать 168.98 Kb.
НазваниеПояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Дата конвертации23.06.2013
Размер168.98 Kb.
ТипПояснительная записка
источник
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к учебному плану 1-х классов

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 12 ст.Незлобной» Георгиевского муниципального района

на 2011 / 2012 учебный год


Учебный план МБОУ СОШ №12 для 1-х классов начального общего образования разработан на основе:

  • нормативно-правовых документов федерального уровня:

- Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

-Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

-СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Федеральный государственный стандарт начального общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№ 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»

  • нормативных документов Министерства образования и науки:

-Письмо Министерства образования Российской Федерации № 408/13-13 от 20.04.2001 «Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

-Письмо Министерства образования Российской Федерации № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы»;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации № 1561/14-15 от19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

-Письмо Министерства образования Российской Федерации № 13-51-120/13 от 03.06.2003 «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения»;

- Письмо  Министерства образования Российской Федерации и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 года)

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-255 от 19.04.2011 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Учебный план МБОУ СОШ № 12 1-х классов начального общего образования в соответствии с ФГОС направлен на обеспечение:

  • равных возможностей получения качественного начального образования;

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

  • преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • сохранение и развитие культурного разнообразия; овладение духовными ценностями многонационального народа Российской Федерации;

  • единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

  • условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одарённых детей и детей с ограниченными возможностями развития.

Учебный план 1-х классов начального общего образования МБОУ СОШ № 12:

  • обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта;

  • состав и структуру обязательных предметных областей, отражающих требования федерального государственного образовательного стандарта;

  • определяет перечень направлений внеурочной деятельности по классам;

  • определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

  • распределяет учебное время между федеральным (75%), региональным (15%) и компонентом образовательного учреждения (10%);

  • определяет показатели финансирования (в часах);

Учебный план 1-х классов начального общего образования МБОУ СОШ № 12 предусматривает:

  • 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. (ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009г.) Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели.

Обучение в 1 классе регламентируется требованиями Сан ПиНа 2.4.2.2821-10

пунктом 10.5

- максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах не должна превышать 21 час;

пунктом 10.6

- «Расписание уроков составляется отдельно для образовательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут»

пунктом 10.10

- учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе и только в первую смену;

- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, январь-май- по 4 урока по 40 минут каждый);

- обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

В учебном плане отражены все образовательные области, образовательные компоненты и учтены нормативы учебной нагрузки школьников. В структуре учебного плана 1-х классов выделяются две части:

  • Инвариантная (часы федерального компонента увеличены за счёт часов регионального);

  • Вариативная ( компонент образовательного учреждения – не менее 10 % от общего нормативного времени).

Региональной спецификой учебного плана является:

  • поддержка практики интегративного изучения отдельных дисциплин. Интеграция имеет огромное значение и определяется следующими факторами:

- особо жесткое противоречие между распределением содержания по предметам и гигиеническими ограничениями;

- потребность обучающихся в целостном восприятии мира;

- практика работы одного основного учителя, охватывающей подавляющее число предметов и часов.

Таким образом, интеграция отдельных дисциплин в начальной школе:

- не допускает перегрузки учащихся;

- способствует выполнению программных требований;

-даёт учащимся целостное восприятие мира;

-обеспечивает успешную социализацию обучающихся.

^ Предметы, включённые в расписание в рамках образовательной области.

Предметы, которые изучаются интегративно.

классы

Математика

Информатика и ИКТ

1а, 1б, 1в

Окружающий мир

ОБЖ

1а, 1б, 1в

В 1 классах курс ОБЖ интегрируется с предметом «Окружающий мир» (методическое письмо № 756-II от 10.06.1994 «О преподавании курса ОБЖ в образовательных учреждениях»).

  • создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей родного края, развития гражданственности, патриотизма, формирования у них гордости за родное Отечество. По одному часу компонента образовательного учреждения(внеурочная деятельность) дано на прохождение курса «Край, в котором я живу» в1а, 1б, 1в классах.

Базовый компонент 1 классов представлен 6-ю образовательными областями: филология, математика, естествознание, искусство, физическая культура, технология(труд).

В образовательных областях «Филология», «Естествознание», «Искусство», «Технология (Труд)» инвариантной части выделено 10-15% учебного времени на региональный компонент по «Литературному чтению», «Окружающему миру», «ИЗО», «Технология (Труд)» в рамках федерального компонента содержания образования.

Образовательная область «Филология» в 1 классе предусматривает изучение предметов «Русский язык», «Литературное чтение»(по 4 ч в неделю).

Основными задачами реализации содержания являются: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности

Образовательная область «Математика и информатика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика». Основными задачами реализации содержания являются: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, вообра­жения, обеспечение первоначаль­ных представлений о компьютер­ной грамотности. В учебный курс предмета «Математика» в 1 классах авторами программ заложено содержание учебного предмета «Информатика», что обеспечивает целостность восприятия данной образовательной области.

Учебный план предусматривает возможность интегративного освоения математических разделов информатики.

Предмет «Математика » изучается в 1а, 1б, 1в классах по 4 часа в неделю.

Во внеурочной деятельности, для детей имеющих повышенный интерес к информатике даётся 1час в неделю во всех первых классах «Информатика в играх и задачах».

^ Применение ИКТ в качестве инструмента предполагается на уроках по всем дисциплинам. Это осуществляется через создание рисунков с помощью компьютера на уроках изобразительного искусства и технологии; текстов на уроках русского языка, литературного чтения, технологии; поиск информации и создание презентаций, применение ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) на любых уроках в зависимости от изучаемой темы.

Образовательная область «Естествознание» предусматривает изучение предмета «Окружающий мир» и интегративное изучение предметов «ОБЖ»

Данный курс направлен на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» изучается в 1а,1б, 1 в классах по 2 часа в неделю в интеграции с предметом ОБЖ. Эта интеграция позволяет детям овладевать не только предметными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования, но и овладеть метапредметными результатами обучения, формировать личностные результаты.

Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Образовательная область «Искусство» предусматривает изучение предметов «Музыка», «Изобразительное искусство». Изучение этих предметов способствует развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру.

  • Предмет «Музыка» изучается в 1а,1б, 1в классах по 1 часу в неделю.

  • Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 1а,1б, 1в классах по 1 часу в неделю.

Образовательная область «Технология» предусматривает изучение предмета «Технология(Труд)». Изучение технологии способствует формированию опыта как основы обучения и познания, осуществлению поисково-аналити­ческой деятельности для практи­ческого решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формированию перво­на­­чального опыта практической преобразовательной деятельности.

Предмет «Технология» изучается в 1а, 1б, 1в классах по 1 часу в неделю.

Образовательная область «Физическая культура» предусматривает изучение предмета «Физическая культура» . Предмет физическая культура направлен на укрепление здоровья, содей­ствие гармоничному физичес­кому, нрав­ственному и социальному разви­тию, успеш­ному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физичес­кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Предмет «Физическая культура» изучается в 1а, 1б, 1в по 3 ч.в неделю.


^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ


Образова-

тельные

области

Учебные предметы

1а,б,в


ОС Школа 2100

Филология

Русский язык

4

Литературное чтение

4

Литература

-

Иностранный язык

-

Математика

Математика

4

Алгебра

-

Геометрия

-

Алгебра и начала анализа

-

Информатика

-

Информатика и ИКТ

-

Обществознание

История

-

История России

-

Всеобщая история

-

Обществознание (включая экономику и право)

-

География

-

Естествознание

Окружающий мир

2

Природоведение

-

Биология

-

Физика

-

Химия

-

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Мировая художественная культура

-

Технология


Технология

Предпрофильная подготовка:

элективные курсы

1

Физическая культуры

Основы безопасности жизнедеятельности

-

Физическая культура

3


^ ИТОГО: минимальная нагрузка учащихся

20

Внеурочная деятельность

10

Образовательная программа начального общего образования в 1 классе реализуется через учебный план и внеурочную деятельность, при этом внеурочная деятельность не является частью учебного плана. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности, модель внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы НОО определяет образовательное учреждение (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования).

Учебные часы компонента образовательного учреждения (внеурочная деятельность) в 1 классах представлена 10-ю часами внеучебной деятельности по пяти направлениям и реализуется программами, разработанными учителями-практиками в рамках апробации проекта Базисного учебного (образовательного) плана, предложенного разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта (начальная школа) нового поколения. (Сборник программ по внеурочной деятельности, СКИПКРО,2010; Сборник программ по внеурочной деятельности, Просвещение, 2011; Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ, 2011.)

Внеурочная деятельность

Направления

Кружки, спецкурсы, факультативы и т.д.

класс

Кол-во

часов

в

неделю

Кол-во

часов

в

год

Спортивно- оздоровительное

Планета здоровья







2


66

Общекультурное

Риторика







1


33

Смотрю на мир глазами художника.(ИЗО _ СТУДИЯ)







1


33

Общеинтеллек-

туальное

Шахматы







2


66

Информатика







1


33

^ Духовно- нравственное

Край, в котором я живу







2


66

Социальное

Росток (ОПТ)







1


33

итого

10

330

Увеличение количества классов, перешедших на обучение по ФГОС второго поколения, дает возможность формирования межклассных групп, что особенно важно для творческих курсов (музыкальные, театральные занятия). Это расширяет круг общения учащихся, дает возможность приобрести новый коммуникативный опыт.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований, КВНов, школьных научных обществ, поисковых и научных исследований и т.д.


^ Наименование кружков и секций, курсов

Программа, автор

Формы и методы работы

Практический выход, результат

^ Планета здоровья

Сборник программ по внеурочной деятельности, СКИПКРО. 2010

Программа курса «Планета здоровья» С.Н.Козырева

Навыки дискуссионного общения, психогимнастика, игра.

Формирование представления о здоровом образе жизни. Составление индивидуальной программы ЗОЖ.

^ Шахматная школа

Сборник программ по внеурочной деятельности, Просвещение, 2011. Программа «Шахматная школа»

Д.В.Смирнов

Наблюдение, классификация, группировка, выявление закономерностей, шахматные турниры, конкурсы.

Знать тактические приемы, шахматные термины, принципы игры в дебюте, уметь прогнозировать результат, планировать свою деятельность.

Риторика

Программа «Детская риторика» Т.А. Ладыженской

Риторические задачи, игры, слушание, рассуждения, инсценировки.

Умение взаимодействовать с партнером общения, отстаивать свою точку зрения, использовать различные речевые жанры.

Информатика

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ, 2011. Программа «Информатика в играх и задачах»

А.В.Горячев

Игра, логически-поисковые задания умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать вы­воды, иллюстрировать их примерами.


Развитие познавательных способностей , формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

^ Край, в котором я живу

Сборник программ по внеурочной деятельности, СКИПКРО. 2010Программа «Край, в котором я живу»

Е.Г. Лютова

Экскурсии, встречи с известными людьми, литературные конференции, викторины, проекты.

Формирование нравственной личности, гражданина и патриота России.

Восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

^ Росток (ОПТ)

Сборник программ по внеурочной деятельности, СКИПКРО. 2010

Программа курса по общественно-полезной деятельности «Росток»

О.А. Теслицкая,

Н.А. Выскребенцева

Общественно полезная трудовая деятельность.

Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

^ Смотрю на мир глазами художника (ИЗО-студия)

Сборник программ по внеурочной деятельности, Просвещение, 2011. Программа «Смотрю на мир глазами художника»

Е.И.Коротеева

Экскурсии, изображение пейзажей, выразительных объектов природы, изготовление различных поделок, выставки, конкурсы, ярмарки.

Развитие природных задатков и способностей, помогающих творчески раскрыться в области изобразительного искусства



Предложенное распределение часов даёт возможность образовательному учреждению перераспределять нагрузку в течение учебного года, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Санитарно – гигиенические нормы соблюдены. Перегрузки учащихся нет.




Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа №4"
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconФилиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Духовщинского района Смоленской области Пояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №4»
Учебный план 5 – 9-х классов мбоу «оош №4» на 2013-2014 учебный год составлен в соответствии с требованиями следующих нормативных...
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 Щелковского муниципального района Московской области в 1,
Учебный план образовательного учреждения разработан на основе: нормативно-правовых документов
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 года...
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №5» на 2011-2012 учебный год
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32)
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10 мо «Ахтубинский район» поселка Верхний Баскунчак Астраханской области на 2013 2014 учебный...
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального общеобразовательного учреждения Целиннинская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»
Учебный план мбоу сош №23 с. Новозаведенного на 2012 -2013 учебный год сформирован в соответствии с
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»
Учебный план мбоу сош №23 с. Новозаведенного на 2011-2012 учебный год разработан в соответствии с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы