Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии icon

Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии




Скачать 32.59 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии
Дата конвертации03.04.2013
Размер32.59 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник




Мыльникова Светлана Михайловна

учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары


Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии.


Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но отношение к предметам варьируется от равнодушия до живого интереса и сознательной убежденности в необходимости глубокого изучения. Так хочется, чтобы за дверью кабинета географии открывался мир тайн и открытий, мир разнообразия природы, жизни, быта людей, мир научных споров, поражений и побед, мир могущественного величия природы и ее одновременной ранимости. География, возможно, единственный предмет, который обладает широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие форм и средств обучения.

Обучая своему предмету, учитель сознательно или бессознательно, формирует у учащихся отношение к предмету. И это отношение в дальнейшем становиться важным фактором в обучении предмета.

Формирование познавательного интереса к предмету происходит под воздействием многих факторов. Одним их этих факторов является использование игр на уроке.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре формируются многие особенности личности ребенка: вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра, как свободная творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся.

Название игр, предназначенных для обучения, имеют различные эпитеты: обучающие, учебные, ролевые, имитационные и.т.д. Существует и такое мнение, что все игры, используемые для обучения, необходимо называть дидактическими. Если принимать за основание время проведение игры, то они подразделяются на игры-уроки, игры-эпизоды, игры-минутки и.т.д. Уроки-игры отличаются масштабностью. Такие игры должны быть досконально запланированы, заранее учащиеся должны быть предупреждены. Если это игра ролевая, то заранее распределить роли. Например, урок-игра «Таинственный остров» в 6 классе, «Малахитовая шкатулка» в 7 классе, «Узники замка ИГ» в 10 классе. Так же можно использовать игровые моменты, которые придадут уроку живости и яркости. При этом желательно в начале урока предупредить о предстоящей игре и сделать ее мотивационной.

В методическом плене наиболее интересна классификация дидактических игр по Т.А.Шакурову.


^ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕК:

- уровень познавательной активности (репродуктивный, конструктивный, творческий);

- логика чередования шагов игры (индуктивные, дедуктивные, трансдуктивные);

- способ принятия решений (дискретные, непрерывные, комбинированные);

- время протекания игры в процессе обучения (кратковременные, длительные, деловые).


^ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

- формы организации контроля и самоконтроля (устные, письменные, машинные);

- способ определения результатов принимаемых решений (свободные, жесткие, контурные);

- формы проведения игр (коллективные, групповые, индивидуальные).


^ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

- характер игрового процесса (комбинированные, азартные, стратегические);

- виды игры (соревновательные, художественные, организационные, загадочно-выигрышные);

- соотношение учебных и игровых целей и интересов субъектов игры (общность целей и интересов, общность целей и различие интересов, различие целей и интересов).


Любая игра начинается с постановки учебных целей и задач: обучающей, развивающей и воспитывающей.

Разработка условий и правил игры включает:

- выбор материала, который надо закрепить в ходе данной игры;

- описание стартовой ситуации;

- материальное обеспечение игровой деятельности;

- выбор стимулов;

-опережающие задания для учащихся (при необходимости);

- описание конкретных действий игроков.


При использовании игр на уроке необходимо выполнять следующие условия:

- тематически и методически игра должна соответствовать теме урока;

- игра должна соответствовать возрасту и интересам учащихся;

- дать возможность участвовать в игре всем, но при этом никого не принуждать.


Игра дает результат только тогда, когда учащиеся играют с удовольствием. Игра - это творчество, увлечение и даже страсть. Но ни в коем случае нельзя увлекаться играми до перенасыщения. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Игра должна проходить в непринужденной обстановке и должна отличаться от учебных занятий, поэтому желательно не сдерживать двигательную активность.




Похожие:

Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011-2012 учебном году

Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2010-2011 учебном году

Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 9
Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по организации и проведению в 2012-13 уч году школьного этапа соревнований
«Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» направляет для ознакомления...
Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся. Методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся
Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей направил во все субъекты...
Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся. Методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся
Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей направил во все субъекты...
Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе
...
Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011-2012 учебном году

Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011-2012 учебном году

Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2011-2012 учебном году

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы