Стандарт второго поколения в начальной школе icon

Стандарт второго поколения в начальной школе




Скачать 302.76 Kb.
НазваниеСтандарт второго поколения в начальной школе
Дата конвертации03.12.2012
Размер302.76 Kb.
ТипПримерная программа
источник

Стандарт второго поколения в начальной школе

Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в области образования, обеспечивающий:

  • сохранение единства образовательного пространства России;

  • равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;

  • преемственность ступеней общего образования.

Перечень документов обеспечивающих реализацию Стандарта

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

  3. Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

  4. Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора. Рекомендации.

  5. Риски введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Аналитический обзор.

  6. Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (основные подходы).

  7. Фундаментальное ядро содержания образования.

  8. Планируемые результаты начального общего образования.

  9. Базисный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

  10. Примерная программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли».

  11. Примерные программы начального общего образования.

  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

  13. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

  14. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

  15. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования.



^ Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.


Начальное общее образование является первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особо важную роль в современном учебном процессе в начальной школе играют межпредметные связи, которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в современном учебном процессе особое место занимает деятельностное, практическое содержание образования, конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Ныне действующий федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура.

В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».

Русский язык и Литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением на русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности:

^ Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

^ Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

^ Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся помимо общих должны освоить предметные учебные умения, навыки и способов деятельности.

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

  • значимые части слова;

  • признаки изученных частей речи;

  • типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

  • различать произношение и написание слов;

  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарями;

  • соблюдения орфоэпических норм;

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

В результате изучения иностранного языка ученик должен

знать/понимать

  • алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

  • основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

  • особенности интонации основных типов предложений;

  • название страны (стран) изучаемого языка, ее столицы;

  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны (стран) изучаемого языка;

  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них);

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

  • читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

  • читать «про себя», понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

  • списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

  • писать краткое поздравление с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

  • преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

  • ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;

  • более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • последовательность чисел в пределах 100 000;

  • таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

  • таблицу умножения и деления однозначных чисел;

  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000;

  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • пользоваться изученной математической терминологией;

  • выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

  • выполнять деление с остатком в пределах ста;

  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

  • выполнять вычисления с нулем;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);

  • проверять правильность выполненных вычислений;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

  • чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

  • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

  • определения времени по часам (в часах и минутах);

  • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • оценки размеров предметов «на глаз»;

  • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

  • государственную символику России;

  • государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • слова и мелодию Гимна России;

  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  • названия изученных жанров и форм музыки;

  • народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

  • названия изученных произведений и их авторов;

  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного ис-кусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности:

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

В результате изучения технологии ученик должен

знать/понимать

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

уметь

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);

  • соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

  • решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

В результате изучения физической культуры ученик должен

знать/понимать

  • роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

  • правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

  • правила поведения на занятиях физической культуры;

уметь

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;

  • выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения;

  • выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки;

  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;

  • преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;

  • соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;

  • наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;

  • самостоятельной организации активного отдыха и досуга.


Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Материалы системы оценки конкретизируют как сами требования, так и ожидаемые результаты, выражая их на языке, понятном и доступном не только профессионалам (педагогам, администраторам образования, методистам, специалистам в области измерений, разработчикам программ и др.), но и основным категориям непрофессиональных участников образовательного процесса – детям и родителям.

^ 1.2. Общие подходы к формированию системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

Система оценки освоения образовательных программ создается с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Содержание стандарта и содержание оценки

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

Требования к результатам образования представляют собой интегральное описание целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

В соответствии с деятельностной парадигмой образования требования к предметным и метапредметным результатам задаются в предметно-деятельностной форме с учетом разработки таксономии, которая включает осваиваемые системы предметных и межпредметных знаний, предметных и общеучебных умений и способов деятельности, а также уровни их освоения выпускниками, которые поддаются дальнейшей конкретизизации, операционализации и оценке в рамках объективных и субъективных оценочных процедур. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования могут быть представлены в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения.

Требования к личностным результатам обучения (ценностным ориентациям, интересам, готовности к обучению на данной ступени образования и продолжению обучению на последующей ступени, мотивации к обучению, толерантности в отношении к людям и др.) представляются и формулируются с учетом основных целей общего образования. Для этого разрабатываются специальные критерии отбора личностных результатов обучения для их последующей оценки. Приоритетными являются те личностные результаты, которые преимущественно формируются в учебном процессе, а не в семье или сфере дополнительного образования, именно те результаты, за формирование которых в основном должно нести ответственность образовательное учреждение.

Модель системы оценки планируемых результатов освоения
общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты





Рис.1.1 Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты
^

Интерпретация и использование результатов


Для повышения педагогической ценности результатов оценки необходимо разработать систему представления информации, необходимой для различных целей. Например, для учащихся и учителей необходима детальная информация об освоении каждого требования к результатам обучения, для целей аттестации и выставления школьных отметок необходима интегральная информация о достижении отдельных уровней подготовки (неудовлетворительный, удовлетворительный, хороший, отличный или ниже базового, базовый, повышенный, высокий). Для оценки эффективности образовательных программ необходима информация по каждому компоненту результатов образования в соответствии со сформулированными требованиями к анализу (на уровне отдельных заданий, разделов или отдельных умений, компетентностей и т.д.). Результаты могут включать как данные по отдельным предметам, так и данные на межпредметной основе. Для оценки состояния системы образования необходимы будут интегрированные данные по отдельным предметам, а также данные на межпредметной основе.

При любом использовании результаты оценки достижения стандарта должны дополняться информацией об учащихся, условиях обучения и др.
^

Обязательным условием при принятии решения о достижении/недостижении требований стандарта является информация о возможности освоения образовательных стандартов.


Для обеспечения сравнимости результатов технологии обработки данных, используемые для оценки шкалы должны давать сравнимые результаты (т.е. позволять корректно сравнивать результаты учащихся, классов, школ, регионов для определения тенденций изменений в состоянии системы образования) для принятия управленческих решений. Они должны быть понятны всем пользователям данной информации (от учителей, учащихся и родителей до управленцев образованием и представителей общественности).
^

Планируемые результаты освоения программы начального образования1


Под планируемыми результатами освоения основной программы начального образования школы по отдельным учебным предметам понимают систему операционализированных личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира). В таблице 1.1 приводятся основные содержательные линии перечисленных выше школьных предметов в последовательности, обозначенной в планируемых результатах освоения программ начального образования по этим предметам, а в таблице 1.2 формат представления планируемых результатов, к каждому из которых были разработаны образцы заданий для оценки достижения этих результатов.

Таблица 1.1

Структура планируемых результатов освоения программ начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру

Математика


Русский язык и чтение

Окружающий мир

^ АРИФМЕТИКА: Числа и вычисления:

Счет.

Числа.

Арифметические действия

Вычисления

Величины

ГЕОМЕТРИЯ. Геометрические фигуры.

Тела и фирмы.

Преобразования.

Пространственные отношения.
^ ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Статистика

Вероятность


СИСТЕМА ЯЗЫКА. КОММУНИКАЦИЯ. ПОЗНАНИЕ

Язык. Речь.

Звуки и буквы: Произношение. Графика.

Техника и навыки письма.
Слова и словообразование

Словарный запас

Смысловой и словообразовательный анализ

^ Части речи: Классификация: Морфологические признаки.

Употребление в предложениях, высказываниях, текстах.

Словосочетания и предложения: Классификация и употребление в речи.

Синтаксический анализ.

Правописание.

:

^ ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Исторические источники


Историческое время

Историческое пространство

Работа с историческими фактами

Я – человек

Я и моя семья

Я и моя школа

Я и моя страна

Я и мои права

^ ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Изучение природы

Здоровье и безопасность

Объекты природы, природные явления и процессы

Планета Земля



^ Таблица 1.2

Формат представления планируемых результатов освоения программ начального образования


Планируемые результаты освоения программ начального образования. Математика


Раздел

Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы

Модели

инструментария для оценки достижений

В процессе обучения

учащиеся научатся

Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые учащиеся могут выполнять

самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых

самостоятельно и уверенно

АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления:

счет

1. подсчитывать объекты с помощью натуральных чисел, исследовать числовые последовательности, образующиеся при счете единицами, двойками, пятерками, десятками и другими числами (в пределах 10, 20, 100, 1 000);

Учащиеся могут отгадать «секретную закономерность подсчета», введенную в калькулятор, и предсказать следующее число.

С помощью числового луча, изображенного учителем, учащиеся могут определить, попадет ли 30 в последовательность чисел, если считать пятерками, и назвать следующие пять чисел в этой последовательности. Они могут объяснять свой ответ.

Учащиеся могут с высокой надежностью подсчитать число предметов (например, число клеточек единицами, парами, десятками) в пределах 100.

Они могут продемонстрировать и пояснить различные способы подсчета.

Считая парами, они могут выявить и назвать четные числа в пределах 10, 20, 100, 1 000.

Они могут использовать счет десятками для рационализации вычислений (например, при умножении/делении на 10, 100, 1 000).

  • Источники информации:

    • деятельность учащихся

    • статистические данные

  • Методы:

    • Наблюдения

    • Открытый ответ

    • Выбор ответа

    • Краткий ответ

2. описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 10, 20, 100;

Учащиеся могут описать порядок для 100 и более объектов, например, иллюстраций к книге, или слов в личном словарике математических терминов.

Учащиеся могут описать порядок, в котором они пришли в класс (описать порядок для 10-20 объектов).

  • Источники информации:

    • статистические данные

  • Методы:

    • Открытый ответ

    • Выбор ответа

    • Краткий ответ

Реализуя системно-деятельностный подход к обучению, целевой компонент планируемых результатов, представленный в таблице 2 в столбце «В процессе обучения учащиеся научатся …», описывает не только изучаемый учебный материал (ведущие идеи, основные понятия и факты, методологию базовой науки), адаптированный к возможностям младших школьников, но и присущие тому или иному предмету основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал. Тем самым планируемые результаты ориентируют учителя и разработчиков системы оценки как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе.

Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала. В столбце «Примеры учебных заданий, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» приведены примеры таких учебных заданий, которые в ходе учебного процесса отрабатываются со всеми учащимися и, как ожидается, могут без особых затруднений выполняться каждым выпускником начальной школы. А в столбце «Примеры учебных заданий, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью сверстников и взрослых» описаны некоторые примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся (как правило, групповой или парной) и учителя. При интерпретации и реализации этих учебных ситуаций и заданий важно помнить, что описываемые в них умения (в особенности, такие, которые предполагают активное обращение к действиям анализа и синтеза и требующие интерпретации информации, ее творческого преобразования) к концу начальной школы в полной мере свободно и уверенно могут выполнять далеко не все учащиеся. Эти умения и навыки получат дальнейшее развитие в последующем обучении в основной школе.

Отслеживание и оценка достижения учащимися всей совокупности планируемых результатов – предмет постоянной заботы учителя. Некоторые из этих результатов – в частности, большинство показателей, приводимых в столбце «Примеры учебных заданий, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», – составляют предмет итоговой оценки, а также могут отслеживаться в ходе внешних аттестационных и мониторинговых исследований. Часть результатов, преимущественно относящихся к личностно-мотивационной сфере, не может быть предметом аттестации; они могут изучаться только в рамках мониторинговых исследований.

^ Универсальные учебные действия2

В составе основных видов универсальных учебных действий (УДД), диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

^ Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

^ 3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

1 Данный материал приводится по отчету «Планируемые результаты освоения программ начального образования», руководители М.Р. Леонтьева, О.Б. Логинова.

2 Данный материал приводится по отчету «Программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования», руководители А.Г .Асмолов, О.А. Карабанова.




Похожие:

Стандарт второго поколения в начальной школе iconОбразовательный стандарт второго поколения
С нового учебного года в начальной школе вводится Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
Стандарт второго поколения в начальной школе iconОбразовательный стандарт начального общего образования. Первоклассники нашего образовательного учреждения также начнут обучение по Стандартам второго поколения
Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г....
Стандарт второго поколения в начальной школе iconПриказ №76 а о переходе на стандарты второго поколения в начальной школе в 2011-2012 учебном году. В связи с переходом на стандарты второго поколения в начальной школе в 2011-2012 учебном году
Внести изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации». Изложить его в новой редакции...
Стандарт второго поколения в начальной школе iconОсновные идеи стандартов второго поколения
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования...
Стандарт второго поколения в начальной школе iconПриказ №21 «Об утверждении основной образовательной программы для начальной школы на 2011-2012 учебный год» в целях обеспечения эффективной подготовки и введения фгос второго поколения в начальной школе в 2011-2012 учебном году
В целях обеспечения эффективной подготовки и введения фгос второго поколения в начальной школе в 2011-2012 учебном году
Стандарт второго поколения в начальной школе iconФгос начальной школы
О некоторых вопросах подготовки к внедрению Федеральныx государственныx образовательныx стандартов второго поколения в начальной...
Стандарт второго поколения в начальной школе iconМодификация урока в начальной школе в соответствии с фгос второго поколения. Педагогический проект Савченко Н. Н
Модификация урока в начальной школе в соответствии с фгос второго поколения. Педагогический проект
Стандарт второго поколения в начальной школе iconГосударственный образовательный стандарт. Начальная школа
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования...
Стандарт второго поколения в начальной школе iconОбразовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо) второго поколения
С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации будет введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального...
Стандарт второго поколения в начальной школе iconДля родителей начальной школы
Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования основная задача федеральных государственных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы