Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий icon

Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий




Скачать 471.99 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий
страница1/2
Дата конвертации09.12.2012
Размер471.99 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2

Как защитить права детей и учителей

(методические рекомендации для педагогов)


Всеволод Луховицкий


Глава 1. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА 1

1.1. Ситуации, в которых учитель
(классный руководитель) обязан защищать права ребенка 1

1.1.1. Жестокое обращение 1

1.1.2. Ситуации, в которых требуется взаимодействие
с правоохранительными органами 4

1.2. Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмешаться
и защитить права ребенка 5

1.2.1. Конфликты на уроках из-за содержания изучаемой дисциплины,
из-за оценок, из-за поведения 6

1.2.2. Оскорбления, унижение достоинства, жестокое обращение 7

1.2.3. Детский труд и самообслуживание 8

1.2.4. Нарушение принципов образовательной политики:
светского характера образования, идеологического и политического многообразия 10

1.2.5. Проявления ксенофобии и нетерпимости, дискриминация 11

Глава 2. ЗАЩИТА ПРАВ УЧИТЕЛЯ 12

2.1. Ситуации, в которых права учителя нарушаются родителями или учащимися 12

2.1.1. Обвинения в жестоком обращении 13

2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности 14

2.2. Ситуации, в которых трудовые права учителя
нарушаются школьной администрацией 15

Обзор законодательства 17



Глава 1. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

1.1. Ситуации, в которых учитель
(классный руководитель) обязан защищать права ребенка


Начнем с ситуаций, когда учитель просто не имеет права раздумывать, дол­жен ли он что-то делать. В соответствии с современным законодательством учитель обязан защищать ребенка в нескольких случаях.

^ 1.1.1. Жестокое обращение

Что имеют в виду, когда говорят о жестоком обращении с ребенком?

Жестокое обращение1 - это любые умышленные действия или бездейс­твие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых обязан­ности по воспитанию ребенка возложены по закону, а также лиц, обязан­ных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья. В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, следует говорить о следующих формах жестокого обращения:

• физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);

• психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);

• сексуальное насилие (нарушается психосексуальное развитие);

• пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое раз­витие).

^ Физическим насилием является умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причине­ние боли, лишение свободы и др.), которое причиняет ущерб его физическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возник­новения таких нарушений. Физическое насилие может проявляться и в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблаго­приятной обстановке.

^ Психическим (эмоциональным) насилием являются эпизодические или регу­лярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению выраженных эмоциональных или поведенческих нарушений.

^ Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем зло­употребления доверием, что причинило вред его физическому или психичес­кому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

^ Пренебрежение основными нуждами — это постоянное или периодическое неисполнение родителями обязанностей по удовлетворению потребностей ре­бенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопаснос­ти, приводящее к ухудшению здоровья, нарушению развития или получению травм.

Жестокому обращению ребенок может подвергаться не только в семье. В предисловии к книге Е.И.Цимбала О.В.Зыков - президент фонда «Нет алкого­лизму и наркомании», член Общественной палаты РФ, кандидат медицинских наук - пишет, что основной фактор, который повышает риск возникновения насилия, - это закрытость среды, в которой пребывает ребенок. О.В.Зыков вы­деляет три зоны, в которых ребенок может подвергнуться насилию:

• в семье;

• в учебно-воспитательных учреждениях с различной степенью закрытости (детские дома, воспитательно-исправительные учреждения ФСИН, кадетские корпуса, элитарные школы и др.);

• в детских общественных организациях (детские кружки, секции, скаут­ские и пионерские организации и др.).

^ Есть ли в каких-либо нормативных актах четко прописанные обязан­ности классного руководителя (учителя) изучать условия жизни ребенка, посещать семьи учащихся?

Сейчас не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность классного руководителя посещать места жительства учащихся. Однако такая обязанность может быть возложена на классного руководителя должностной инструкцией, с которой он может в любой момент ознакомиться в администрации школы. Как правило, в инструкциях есть только общая фра­за о необходимости тесного взаимодействия с родителями2.

Посещение места жительства несовершеннолетних отнесено к компетен­ции инспекторов ПДН (подразделений по делам несовершеннолетних), учас­тковых инспекторов, социальных педагогов.

^ Обязан ли классный руководитель, узнав о жестоком обращении с ре­бенком в семье, предпринимать какие-то шаги?

Классный руководитель обязан сообщить о жестоком обращении с ребен­ком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав ребенка.

Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель заметил у ученика какие-то следы физического или психического насилия, он должен обязатель­но поговорить с ребенком и его родными.

Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко об­ращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять. Однако иногда утверждения ребенка вызывают сомнения:

• ребенок рассказывает о насилии, однако соответствующие телесные пов­реждения у него отсутствуют;

• ребенок рассказывает о насилии, но при этом не проявляет страха перед родителями;

• ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение может свидетельство­вать и о страхе перед физическим наказанием).

Кроме того, о ложности обвинений родителей свидетельствуют чрезмерно общий характер утверждений («отец меня постоянно бьет, жить с ним невоз­можно»), отсутствие эмоциональной реакции при рассказе, невозможность описания какого-либо конкретного случая (времени, места и характера дейс­твий), сходство рассказа ребенка с рассказами взрослых или с сюжетами по­пулярных фильмов.

Следует обращать внимание на совпадение рассказа о событии ребенка и каждого из родителей. При выявлении противоречий необходимо установить их причину. Несовпадения в описании родителями обстоятельств события, которые они не могут объяснить, свидетельствуют о том, что травма была по­лучена ребенком в результате физического насилия.

Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные поврежде­ния являются следствием физического насилия. Однако не только родители-насильники склонны отрицать неслучайный характер травм. Нередко отри­цают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением пра­вильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью. Ложь может быть вызвана страхом перед супругом-насильником, полной зависимостью от него, стремлением сохранить семью или собственное материальное бла­гополучие.

Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.

^ Какие органы занимаются защитой ребенка от жестокого обращения в семье?

Таких органов множество. Существуют они на различных уровнях - от районного до федерального:

1) подразделения по делам несовершеннолетних ОВД;

2) социальные педагоги в школе;

3) отделы по охране прав детства или отделы по работе с трудными семья­ми в муниципальных, районных органах образования;

4) городские, районные органы опеки и попечительства;

5) городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних;

6) городские, районные органы социальной защиты (специалисты отдела по делам семьи и детей);

7) региональный уполномоченный по правам ребенка (или по правам человека).

Надзорным органом по отношению ко всем перечисленным службам и ор­ганизациям является прокуратура. Именно в прокуратуру следует обращаться при возникновении спорных вопросов, а также при ненадлежащем исполне­нии сотрудниками этих служб своих обязанностей.

^ Что могут сделать эти органы для защиты ребенка от жестокого обра­щения в семье?

Некоторые педагоги рассуждают так: «Никаких реальных механизмов за­щиты ребенка от жестокого обращения в семье нет. От обращений в милицию или комиссию по делам несовершеннолетних ребенку будет только хуже, по­тому что самый известный и широко применяемый способ - лишение роди­тельских прав. А что будет с ребенком? В детский дом пойдет?» Но на самом деле специалисты - социальные работники, психологи, юристы - обладают достаточно большим набором способов воздействия на ситуацию в семье.

Сразу после получения информации о случае физического насилия органы опеки и попечительства, другие социальные службы должны оценить ситуацию в семье и принять решение о возможности дальнейшего проживания в ней ребенка. В большинстве случаев дети, пострадавшие от жестокого обращения, остаются в семье. Оставление ребенка в семье предполагает проведение с ней социальной работы. Основными направлениями этой работы являются:

• воздействие на причину, создающую напряженную обстановку в семье;

• оказание необходимой материальной поддержки; повышение родитель­ской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;

• психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;

• обучение родителей ненасильственным приемам воспитания и поддержа­ния дисциплины;

• помещение ребенка в группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;

• содействие родителям в трудоустройстве, получении медицинской помощи;

• улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и про­живающими отдельно.

Все перечисленные направления работы должны осуществляться во взаи­мосвязи, для чего необходим план работы с семьей. Постановка семьи на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, органе внутренних дел, учрежде­нии социального обслуживания дает возможность их сотрудникам осущест­влять контроль ситуации в семье, что имеет особенно большое значение для случаев физического насилия. Содержание плана работы с семьей не должно ограничиваться только потребностями ребенка. Необходимо выяснить и по возможности полно удовлетворить потребности его родителей, только в этом случае родители могут изменить отношение к ребенку, отказаться от физичес­кого насилия и стать по-настоящему эффективными воспитателями.

^ 1.1.2. Ситуации, в которых требуется взаимодействие
с правоохранительными органами


В каких случаях учитель (классный руководитель, школьный психо­лог) обязан присутствовать при допросах? Как он должен себя вести, что­бы защитить права ученика?

Классный руководитель (или школьный психолог) может быть привлечен к участию в гражданском и в уголовном процессах в качестве специалиста.

В гражданском процессе допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, кото­рый вызывается в суд. Здесь все достаточно просто и очевидно. Педагог имеет право с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержа­ния данных им показаний.

В случае уголовного процесса все значительно сложнее. В УПК РФ сказано, что участие педагога в допросе несовершеннолетнего имеет целью оказание помощи следователю в получении правдивых показаний от допрашиваемого посредством установления психологического контакта между следователем и подростком, правильной с точки зрения педагогики постановки вопросов, а также подготовки самого допроса3.

Означает ли это, что классный руководитель обязательно должен быть на сто­роне следствия? Может ли он быть уверен, что следователя интересует только поиск истины? Значит, учитель должен знать, какие у него есть возможности для защиты прав ребенка, подозреваемого в совершении уголовного преступления.

Дело в том, что педагог имеет право знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей4.

Замечания по протоколу вносятся в его текст после записи показаний допра­шиваемого. Педагог письменно высказывает свое мнение о ведении допроса и о записях в протоколе. Если у педагога нет замечаний, перед своей подписью он делает отметку: «Замечаний по ведению допроса не имею. Протокол мной прочитан лично. Содержание протокола соответствует показаниям».

Если же у педагога появляются сомнения в том, что допрос проходил в стро­гом соответствии с нормами закона, он обязан об этом написать в протоколе.

Кроме того, если педагог чувствует, что до допроса к ребенку применялись незаконные методы, он может зафиксировать это в своих замечаниях, а также сообщить об этом родителям ребенка и его адвокату.

Как должен вести себя педагог, к которому обратились сотрудники правоохранительных органов с какими-то запросами, просьбами, свя­занными с его учениками (например, запрос об учащихся «грузинской национальности» или входящих в «неформальные молодежные объеди­нения»5)?

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона «О милиции» сотрудники милиции име­ют право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Однако при этом требования сотрудников милиции должны быть законны­ми, т.е. направленными:

• на обеспечение безопасности личности;

• на предупреждение и пресечение преступлений и административных пра­вонарушений;

• на выявление и раскрытие преступлений;

• на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопас­ности;

• на защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности;

• на оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Любые другие требования сотрудников милиции являются незаконными. Отвечать за исполнение заведомо незаконного требования придется должнос­тному лицу, в нашем случае - педагогу.

Согласно Закону «О персональных данных»6, обработка (т.е. сбор, сис­тематизация, накопление, хранение, уточнение, использование, распро­странение, уничтожение) персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допус­кается.

Согласно закону, запрос сведений о национальной принадлежности уча­щихся или об их принадлежности к так называемым неформальным молодеж­ным объединениям может осуществляться лишь в связи с производством по конкретному уголовному делу.

Как правило, подобные запросы администрация школы получает в устной форме. В таких ситуациях необходимо потребовать запрос в письменном виде. В последующем, при наличии оснований полагать, что запрашиваемая информа­ция не способствует достижению вышеперечисленных целей, следует направить полученный запрос прокурору и действовать в соответствии с указаниями проку­ратуры.

Также не следует забывать о своем непосредственном начальстве. Самый простой и естественный ход для директора школы - сообщить о запросе в управление образования. Как правило, руководители управ­лений поддерживают директоров школ в их нежелании нарушать права учащихся.

^ Обязан ли классный руководитель информировать правоохранитель­ные органы обо всех правонарушениях, совершенных учениками?

Исходя из принципа законности, школьная администрация обязана информи­ровать органы внутренних дел обо всех противоправных фактах, влекущих уго­ловную либо административную ответственность. Классный же руководитель должен прежде всего думать о ребенке, оценивать воспитательный эффект лю­бого своего шага.

Отдельно в нормативных актах прописана обязанность школьной админис­трации в случаях выявления фактов распространения наркотических и психо­тропных веществ на территории учебного заведения информировать об этом органы внутренних дел7.

Это объясняется тем, что администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образова­тельного процесса (следовательно, и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ)8.

Законом установлены правовые основания для проведения индивидуаль­ной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия9.

^ 1.2. Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмешаться
и защитить права ребенка


Часто учителю кажется, что ему придется выбирать: защищать права ученика и идти на конфликт с другим учителем или школьной админис­трацией - или в любой ситуации поддерживать своих коллег, не обращая внимания на нарушение прав ребенка в школе. На самом деле это ложная дилемма. Права всех участников образовательного процесса неразрывно связаны, никто не может чувствовать себя защищенным в школе, где одна группа может безнаказанно нарушать права другой.

Во-первых, защищая школьника от незаслуженного наказания, учитель по­казывает администрации свое умение и готовность защищать и самого себя. Юридически грамотного человека начальство уважает и побаивается, с ним предпочитают «не связываться». Директор и завучи, как правило, не сильны в правовых вопросах и понимают, что с «крючкотвором» лучше не ссориться, а использовать его знания «в мирных целях», на пользу школе.

Во-вторых, он дает детям образец правового поведения. Дети понимают, что учитель защищает ученика не из личной симпатии, а из чувства справед­ливости. И использует при этом не интриги и не силу, а право как реальный действенный инструмент.

В-третьих, он получает серьезную поддержку и защиту в лице учеников и их родителей.

Защищать права своих учеников педагогу и легче, и труднее, чем родите­лям. С одной стороны, он действует «изнутри» школы, лучше знает ситуацию, может быстрее получить и проверить информацию о каких-либо нарушениях прав учащихся. С другой стороны, он работник данной школы, заинтересо­ванный в ее хорошей репутации не только у родителей, но и в РУНО. К тому же учитель - наемный работник, во многом зависящий от работодателя (ди­ректора школы).

А теперь, несмотря на столь сложное положение педагога, перейдем все же к описанию конкретных действий.

Если у вас есть основания предполагать, что в вашей школе было нару­шено чье-то право (вы сами узнали об этом или к вам обратился ученик с просьбой о помощи), вы должны действовать следующим образом:

A. Убедиться в достоверности информации. Ни в коем случае нельзя начи­нать с обещаний наказать виновных и с официальных заявлений. Даже если вы сами были свидетелем и все кажется вам очевидным, все равно надо вы­слушать обе стороны. Способы проверки известны. Это опрос других детей (желательно индивидуально, наедине), беседа с возможным нарушителем прав ребенка (общее описание ситуации, без упоминания фамилии конкрет­ного ученика). Не исключено, что решение будет найдено уже на этом этапе, например, если ваш коллега оскорбил ребенка невольно, не осознавая пос­ледствий своих слов или действий.

Б. Точно квалифицировать нарушение (о каком именно праве идет речь? не были ли действия учителя законными или вызванными необходимостью?) и изучить соответствующие нормативные акты (см. далее описание наиболее частых нарушений).

B. Поговорить с родителями ученика. Знают ли они о конфликте? Какова их позиция? Эти вопросы особенно важны, потому что многие родители либо вообще не интересуются школьной жизнью, либо заранее согласны с любыми действиями педагогов. Ваши действия будут эффективны только в том случае, если родители активно вас поддержат.

Г. Найти единомышленников среди педагогов, обсудить ситуацию с ними. Все это вы должны проделать до того, как предпримете открытые шаги по защите нарушенного права. Д. Далее следует:

1) Поговорить с завучем, директором. Объяснить, что ваша цель - не нака­зать виновного педагога, а найти решение, устраивающее все стороны. Пре­дупредить, что вы и родители школьника готовы идти до конца.

2) Обратиться к директору школы или в орган школьного самоуправления (если он функционирует) с официальным заявлением о нарушении права ре­бенка. Лучше всего было бы, если бы одновременно аналогичное заявление по­дали родители. (Если директор не хочет брать заявление, можно оставить его секретарю, получив расписку на втором экземпляре, или отправить по почте с уведомлением о вручении.) Обычно больше ничего делать не требуется, потому что директор всегда старается решить конфликт внутри школы, без вмешательс­тва вышестоящего начальства и тем более правоохранительных органов.

3) Обратиться с жалобой в управление образования, в прокуратуру, к упол­номоченному по правам человека или уполномоченному по правам ребенка (если в вашем регионе они есть). Эту жалобу должны подавать родители (опе­куны), вы можете выступать только в роли консультанта. Жалобы родителей, как правило, не остаются без ответа. За последние годы известны десятки случаев, когда вышестоящее начальство или же правоохранительные органы реагировали достаточно быстро и эффективно.

Разберем теперь несколько наиболее типичных ситуаций, когда дети или родители считают, что права ребенка нарушены педагогическими работника­ми школы.

^ 1.2.1. Конфликты на уроках из-за содержания изучаемой дисциплины,
из-за оценок, из-за поведения


Первый случай: ученик жалуется вам как классному руководителю на то, что учитель-предметник постоянно занижает ему отметки, учитывая не зна­ния, а поведение на уроке.

Прежде всего ученику нужно объяснить, что любая отметка всегда субъектив­на. Определить, насколько справедливо поставлена отметка, со стороны бывает достаточно сложно. У каждого учителя могут быть свои критерии оценки знаний учащихся, поэтому бессмысленна жалоба: «Она поставила мне тройку, а другие учителя (в другой школе) за такой же ответ ставят пятерку». По закону, если речь идет о текущей успеваемости и промежуточной аттестации, педагогический кол­лектив может сам выработать любые внутренние способы оценивания достиже­ний учащихся, в том числе отказаться от пятибалльной системы или вообще пе­рейти на безоценочное обучение10. Все имеющиеся нормативы (такая-то отметка за такое-то количество ошибок) обязательны только при итоговой аттестации - эк­заменах в 9 и 11 классах. [Чтобы не давать детям и их родителям лишнего повода для жалоб, проще всего зафиксировать выработанные (общешкольные или инди­видуальные) критерии в письменном виде и ознакомить с ними всех желающих.]

Так что о несправедливой отметке можно говорить только в том случае, если учитель демонстрирует «избирательный подход» к одному или несколь­ким детям. Например, полкласса не выполнили задание, а двойку поставили одному-единственному ученику. Доказать факт предвзятого отношения очень трудно, поэтому мы можем рекомендовать не вступать в долгие дискуссии ни с учеником, ни с обвиняемым учителем, а действовать строго в рамках закона. Самое правильное решение в этой ситуации - официальное (приказом по шко­ле) назначение комиссии, проверяющей реальный уровень знаний ученика.

Более сложный случай - если ребенок жалуется на то, что учитель наказы­вает за несогласие с его точкой зрения. Здесь возможны три варианта:

• речь действительно идет о мировоззренческих проблемах, учитель навя­зывает детям свои политические или философско-религиозные взгляды, нару­шая свободу убеждений своих учеников11;

• имеется несовпадение мнений по какому-то конкретному вопросу (чаще всего в оценке поступков и характеров людей, произведений искусства);

• ребенок не различает объективную информацию и собственное мнение по поводу этой информации (так, девятикласснику нравится «предпринима­тель» Чичиков, и он начинает доказывать, что в поэме Гоголя это единствен­ный положительный герой).

С правовой точки зрения немедленного вмешательства требует только пер­вый вариант. Необходим серьезный разговор с учителем, который, возможно, не видит никакой своей вины: «Я же просто честно им рассказываю, я не могу думать по-другому».

В самом деле, сложно ожидать от верующего, воцерковленного человека беспристрастного изложения теории эволюции, а от убежденного либерала-западника - признания исторической закономерности Октябрьской револю­ции 1917 г. Но можно и должно требовать строгого исполнения двух пунктов: во-первых, четко отделять свою позицию от позиции авторов действующих программ и учебников и, во-вторых, не карать детей за их взгляды.

Вероятно, работу такого учителя придется контролировать в течение дли­тельного времени: например, поручить кому-то дополнительную проверку наиболее важных контрольных работ учеников, которые стоят на иных по сравнению с учителем идейных позициях.

Разумеется, все должно быть максимально деликатно по отношению к учи­телю, чтобы дети не сделали вывода о его общей профессиональной несосто­ятельности.

^ 1.2.2. Оскорбления, унижение достоинства, жестокое обращение

Агрессия со стороны учителя по отношению к ученику, увы, явление до­вольно распространенное. Чаще всего оно связано с низким уровнем педаго­гического мастерства. Учитель может оскорбить и даже ударить ребенка не от природной жестокости, а от бессилия. Но школа как учреждение должна зани­мать однозначную позицию: достоинство всех участников образовательного процесса должно быть защищено и обеспечено системой четко прописанных мер.

Не надо бояться огласки и публичного разбирательства: гласное обсужде­ние поможет снять с учителя обвинения, если они ложны, и научит всех конт­ролировать свои эмоции. Алгоритм прост:

• получить письменное заявление от ученика или его родителей (родители решатся на это только в том случае, если убеждены в серьезности обвине­ния);

• приказом по школе создать комиссию для проведения служебного рассле­дования (обязательно включить в нее представителей родителей и учащих­ся)12;

• опросить обе стороны конфликта и свидетелей (при полной гарантии ано­нимности);

• принять решение и довести его до сведения всех сотрудников и учащихся (решение этой комиссии в любом случае будет более мягким, чем судебный приговор).

Многочисленные судебные процессы, на которых учителя были осужде­ны именно за оскорбления, унижение достоинства и жестокое обращение со школьниками, объясняются в том числе и нежеланием школьной админист­рации решить проблему внутри школы, чтобы родители не были вынуждены искать справедливости в прокуратуре и суде.

^ 1.2.3. Детский труд и самообслуживание

В последние годы все чаще школьники жалуются на принуждение к труду. Все слышали, что принудительный труд запрещен, тем более детский. Неко­торые дети заявляют даже о том, что учеба - это тоже принудительный труд и что они «перерабатывают», выполняя домашние задания13. Поэтому учителю необходимо знать, что такое принудительный труд и детский труд. Эти зна­ния пригодятся учителю и для того, чтобы не допустить принуждения к труду со стороны работодателя.

Под принудительным трудом понимается всякая работа или служба, тре­буемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг14.

Однако пункт 2 статьи 2 Конвенции № 29 «О принудительном или обяза­тельном труде» уточняет:

<«.. > термин "принудительный или обязательный труд"... не включает в себя:

a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;

b) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государс­твенных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в рас­поряжение частных лиц, компаний или обществ;

d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоя­тельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия <...> и во­обще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;

e) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива <...> при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ <.. .»>.

Для учителей как наемных работников чрезвычайно важно также то, что российский Трудовой кодекс признает принудительным трудом «нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в пол­ном размере»15.

Под детским трудом понимается не любая работа, выполняемая лицом до 18 лет. Многие дети в различных странах выполняют работу, которая полностью сочетается с получением ими образования и с их полноценным физическим и умственным развитием, получая или не получая плату, которая соответствует их уровню зрелости и возрасту. В понятие «детский труд» не включается деятель­ность, связанная с оказанием помощи после уроков в школе и выполнением до­машних заданий, с работой по домашнему хозяйству, в саду, огороде, по уходу за маленькими детьми или при выполнении других легких видов работ.

^ Детский труд - это оплачиваемая и не оплачиваемая работа или деятель­ность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отно­шении сопряжена с опасностью для детей или причинением вреда детям.

Международными документами определяются категории труда, в котором ни при каких обстоятельствах не должен участвовать ребенок. В частности, Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 138 и № 182 выде­ляют труд, который ставит под угрозу физическое, умственное или нравствен­ное благополучие ребенка, так называемый опасный труд.

Если говорить о принудительном труде в современной российской школе, то обычно имеется в виду принуждение школьников к участию:

• в ремонтных работах;

• в субботниках по благоустройству школы и пришкольной территории;

• в летней трудовой практике.

С правовой точки зрения проблема сложная. Если исходить из буквы за­кона, можно сказать, что все эти виды деятельности школьников не являются принудительным трудом, так как совершаются для «местного сообщества» либо из «учебно-воспитательных соображений».

Но необходимо учитывать большое количество факторов:

• добровольность (кто и как принимает решение о необходимости работы; различные формы принуждения: от угрозы отчисления из школы до осужде­ния коллективом);

• посильность (известны многочисленные случаи, когда детям приходится делать непосильную работу просто потому, что ее необходимо сделать для школы, а нанять рабочих нет средств);

• соблюдение всех санитарных норм (один из самых важных и практически полезных пунктов, так как дети не знают, в каких условиях им можно рабо­тать, а в каких - нельзя);

• учебно-воспитательное значение (осмысленность труда, наглядность ре­зультатов труда; проблема вознаграждения за труд).

Кроме этого нужно различать учебные занятия (предметы типа «домо­водство», «технология», «труд») и внеклассную работу, в том числе трудовую практику. Учитель может требовать посещения уроков и выполнения учебных заданий, но не ремонта стульев или подметания школьного двора.

«Учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предус­мотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родите­лей (законных представителей)»16.

В приказе Министерства образования РФ сказано: «Вопросы организа­ции производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьни­ков за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана»17.

К сожалению, школа довольно часто практически вынуждена использовать труд родителей и учеников из-за нехватки бюджетных средств. Можно обсу­дить различные варианты решения этой проблемы с родителями, с советом школы и т.д.

Субботники вряд ли можно отнести к принудительному труду. Однако, ана­лизируя конкретные случаи организации субботников, можно обратить вни­мание на «частности»:

• имеют ли работники (педагоги, школьники) право высказаться?

• есть ли прямая польза для школьного коллектива?

• можно ли считать школу «местным сообществом»?

• не является ли эта работа просто сверхурочным, неоплаченным трудом, экономящим средства, предназначенные для организации уборки школы?

Таким образом, если к вам обратились дети с жалобами на принуждение к труду, вам придется вместе с ними проанализировать ситуацию по всем вы­шеперечисленным параметрам и принять меры, если нарушение в самом деле имеет место.

^ 1.2.4. Нарушение принципов образовательной политики:
светского характера образования, идеологического и политического многообразия


Говоря о трактовке этих принципов в современном российском законода­тельстве, мы имеем в виду четыре аспекта:

• право иметь любые убеждения, исповедовать любую религию или не ис­поведовать никакой (последнее мы хотим особенно подчеркнуть, потому что мало кто решается сейчас говорить о правах атеистов, агностиков или людей, не желающих самоопределяться в рамках существующих конфессий);

• запрет дискриминации по религиозным или политическим основаниям (в том числе и запрет навязывать кому-либо определенные убеждения);

• светский характер государства, предполагающий невмешательство госу­дарства в религиозную (и - шире -духовную) жизнь граждан, полный нейтра­литет по отношению ко всем религиозным и политическим организациям, не признанным по суду экстремистскими;

• запрет создания на предприятиях и в учреждениях политических или ре­лигиозных организаций, политической агитации и пропаганды.

Если конкретизировать эти положения применительно к проблеме реализа­ции свободы совести в государственной и муниципальной школе, то мы полу­чим несколько четких требований.

1. Никакие органы государственной власти, как и органы местного самоуп­равления, не имеют права разрабатывать, одобрять, рекомендовать для обяза­тельного изучения учебные курсы, программы, учебные пособия, в которых прямо или косвенно поддерживается или осуждается та или иная религия.

2. Учителя не имеют права использовать свой предмет для пропаганды какой-либо религии или политической доктрины. Во всяком случае, личные убеждения учителя не должны влиять на оценку качества знаний учащихся.

3. Родителям учащихся должно быть предоставлено право выбора образо­вания, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям. При этом любое давление на родителей исключено, а их желание, чтобы дети получали религиозное образование, должно быть ясно выраженным.

4. Главная задача органов управления образованием - следить за соблюде­нием прав и свобод учащихся при организации факультативных курсов рели­гиозного и религиоведческого характера.

5. Все вышесказанное относится не только к обучению на уроках, но и к внеклассным и внешкольным воспитательным мероприятиям18. Надо пом­нить, что внеклассные мероприятия не могут быть обязательными19. Недопус­тимы любые угрозы и санкции за неучастие ученика во внеклассных и вне­школьных мероприятиях.

Большую опасность представляет собой политизация школы. В СМИ описаны случаи, когда школьная администрация и учителя не препятствуют молодежным отделениям партий в проведении политической агитации, что противоречит конституционному принципу идеологического многообразия и прямо запрещено Законом «Об образовании»20. В некоторых регионах партии пытались вести предвыборную агитацию через учителей, которые объясняли детям, как должны голосовать их родители.

К сожалению, значительная часть родителей не осознает все это как нару­шение своих родительских прав21. Мало кто из родителей интересуется содер­жанием образования и тем более воспитательной внеклассной работой. Поэ­тому до сих пор заявления о нарушении свободы совести мы слышим только от родителей, для которых особенно важно, во что и как именно будут верить их дети: протестантов, мусульман, иудеев.

Но это не означает, что все в порядке и нарушений нет. Учитель может по собственной инициативе поднять вопрос о свободе убеждений школьников и добиться прекращения антиконституционной практики. Основной способ – строгое исполнение требований всех нормативных актов, регулирующих ра­боту учителя и жизнь школы.

Если, например, вам предлагают вместе с классом принять участие в освяще­нии школы или в манифестации, организованной каким-либо молодежным дви­жением, поинтересуйтесь, есть ли письменный приказ директора школы. Как в нем сформулированы цели мероприятия? На кого возложена ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей? В конце концов, объясните своему начальству, что в должностной инструкции классного руководителя нет ни слова об обязательном участии в религиозных и политических мероприятиях.

^ 1.2.5. Проявления ксенофобии и нетерпимости, дискриминация

Как могут проявляться ксенофобия и нетерпимость школьников?

В школе ксенофобия22 и нетерпимость у детей могут проявляться в разных формах:

• общие оскорбительные замечания о людях разных национальностей, не направленные ни на кого лично;

• прямые оскорбления, обращенные к конкретному ребенку как представи­телю определенной расовой, этнической или религиозной группы;

• всевозможные действия, причиняющие вред ребенку. Сюда относятся словесные преследования, настраивание других одноклассников против «жер­твы», отбирание и порча вещей «жертвы», физическое насилие.

Надо иметь в виду, что жертвы национальной и религиозной нетерпимости, как правило, - люди запуганные и готовые к новым издевательствам, поэтому очень немногие из них решатся обратиться за помощью к взрослому, тем более учителю. Так что и в этом случае отсутствие жалоб еще не означает, что все в порядке.

^ Как вести себя учителю, если он узнал о каком-либо проявлении не­терпимости по отношению к его ученику со стороны одноклассников?

Почему необходимо реагировать на любое проявление ксенофобии и не­терпимости? Достаточно часто можно услышать такое рассуждение: «Если я буду обращать внимание на ксенофобские высказывания и выходки не­скольких хулиганов, ими могут заинтересоваться остальные дети, которым пока что не приходит в голову издеваться над одноклассниками других на­циональностей. Не надо говорить о таких сложных и взрывоопасных про­блемах». Но именно потому, что ксенофобия заразительна, учителю необхо­димо прямо и откровенно показать детям, что он не потерпит ни малейших ее проявлений. Здесь могут помочь традиционные «авторитарные» меры воздействия, тем более что нетерпимые люди признают только силу и ав­торитет. Невозможно убедить антисемита в том, что евреи - тоже люди, но вполне реально продемонстрировать ему вашу решимость защищать от него потенциальных жертв.

^ Что делать, если взрослые поддерживают ксенофобию детей?

Ксенофобия особенно опасна, когда она не встречает активного осуж­дения со стороны взрослых. К сожалению, некоторые учителя - воль­но или невольно - своим поведением провоцируют рост нетерпимости. Одни думают, что, подчеркивая этнические или религиозные особен­ности, они занимаются патриотическим воспитанием. Другие исполь­зуют ксенофобские настроения для манипулирования классом.

В таких случаях следует говорить о более опасном явлении, чем ксенофо­бия, - о дискриминации23. Дискриминация в школе может проявляться, во-пер­вых, в неравном отношении учителя к ребенку на уроках и во внеклассной работе, а во-вторых, в настраивании против ребенка одноклассников и их ро­дителей, организации травли.

Как может действовать учитель, если он видит в школе проявления дискри­минации в отношении какого-то ребенка?

Прежде всего необходимо понять, как относится к этому школьное руководство. Одно дело - если один-единственный учитель на своих уроках придирается к ученикам «не той национальности» или молчали­во поддерживает издевательства над ними со стороны одноклассников, а школьная администрация ни о чем не догадывается. Тогда решение очевидно: сообщить директору школы о вопиющем нарушении законо­дательства.

Совсем другая ситуация, если администрация знает обо всем, но по тем или иным причинам боится связываться с учителем-националистом. Тогда самый первый шаг - официальное заявление на имя директора. Это доку­мент, от него не отмахнешься - придется реагировать. Возможно, это за­явление развяжет Директору руки, позволит ему навести порядок, не под­вергая себя опасности: мол, это не его личная инициатива, его вынудили принять меры.

Наконец, возможен самый плохой вариант: гласное или негласное одобре­ние дискриминации со стороны директора школы. Здесь придется выходить за пределы школы: обращаться за помощью к уполномоченному по правам человека (или по правам ребенка, если он есть в регионе), в СМИ, в проку­ратуру.

Помните, что, как и в большинстве других случаев, закон на вашей стороне и на стороне ребенка, тем более что сейчас борьба с ксенофобией и дискри­минацией стала одним из официальных приоритетов всех органов государс­твенной власти.

^ Как классный руководитель может заниматься профилактикой ксено­фобии и нетерпимости?

Помимо принятия мер по уже произошедшим случаям необходима про­думанная работа классного руководителя по профилактике ксенофобии. Вот несколько советов24:

• Относиться с уважением к любым попыткам детей определить (проявить) их собственные этнические ощущения, при этом мягко пресекая их интерес к «национальности» других людей, например одноклассников. Делать акцент на общности потребностей, прав, интересов людей независимо от того, к ка­ким этническим группам они себя причисляют сами и кем по национальности их считают другие. Воспитывать у детей чувство коллективизма, классного и школьного патриотизма.

• Ни в коем случае нельзя связывать национальность (этническую при­надлежность) ученика с его успехами и неудачами, вообще с его поведением, хотя сам ребенок может быть искренне убежден в том, что он успешен именно благодаря тому, что он русский или татарин. Не допускать подобных высказы­ваний: «Посмотрите, Ахмет нерусский, а какое хорошее сочинение написал!» Вне зависимости от того, к какой этнической группе причисляет себя учитель, в работе с детьми необходимо помнить о нравственном принципе расового безразличия: сознательно относиться к людям как к индивидуальностям, а не как к членам этнической группы.

• Не использовать самим и обращать внимание детей на опасность стан­дартных формул «мы, русские...», «они, евреи...», какими бы уважаемыми людьми эти слова ни произносились. Объяснять, что в разговоре о националь­ном характере ссылки на авторитеты не должны учитываться: это всего лишь мнение, основанное на глубоко личных переживаниях. Если Н.В.Гоголю необ­ходимо было видеть виновников всех бед в поляках, а Ф.М.Достоевскому - в евреях, то это их личные проблемы, а не проблемы межэтнических отноше­ний русских, евреев и поляков.

• Помнить, что неприязнь к «чужим», негативные стереотипы формиру­ются в процессе социализации только при определенных условиях. Процесс образования и воспитания должен включать в себя и противоположное воз­действие, направленное на формирование единственно возможной в демок­ратическом обществе нетерпимости - нетерпимости к любым проявлениям ксенофобии.


  1   2




Похожие:

Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconМетодические рекомендации для педагогов Ревда, 2010 Методические рекомендации для педагогов по подготовке и проведению
Методические рекомендации могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях всех видов и типов, а также учащимися, студентами,...
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconУроки семьи и семейных ценностей Проведение в образовательных учреждениях «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconМетодические рекомендации по прохождению аттестации педагогов 15 октября Старший воспитатель Миронова Н. И. 4
Консультация для педагогов «Полоролевое воспитание дошкольников» подготовка к педагогическому совету
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconМетодические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия
Гоу ипк ро предлагают к изучению и использованию в практической деятельности администрации, педагогов, специалистов системы образования...
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconМетодические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconДокументи
1. /методические рекомендации по проф. асоц.поведения/Метод.реком.для родителей и педагогов...
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconМетодические рекомендации по изучению и внедрению в практику преподавания программы Skype (Скайп)
Методические рекомендации предназначены для приобретения навыков работы с программой Скайп. Программа может быть использована при...
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconДокументи
1. /5. Методические рекомендации для педагогов..doc
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconМетодические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений Организация индивидуального
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения
Методические рекомендации для педагогов Всеволод Луховицкий iconДокументи
1. /Методические рекомендации Паспортизация кабинетов/01.04.2005 О перечне учебного и компьютерного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы