Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы icon

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы




Скачать 107.97 Kb.
НазваниеСценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы
Дата конвертации28.11.2012
Размер107.97 Kb.
ТипСценарий
источник


Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Вечной памятью живы»,

посвященной 65 летию Великой Победы.


Вступление. «Высвятить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести природу его сквозь какой-то очистительный огонь», - вот в чём видел Н. В. Гоголь венец работы художника. Поэзия военных лет – воплощение гоголевской мечты: перед нами предстаёт человек действительно «во всех его силах», «вся природа его», пронесённая через очистительный огонь преданности Отчизне.

«Когда гремит оружие, музы молчат», - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к Великой Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь жизни страны в 1941 – 1945 годах неизбежно придёт к выводу, что этот период насквозь пронизывала поэзия.

Воющему народу нужна была правда о войне, о трудностях, которые пришли в каждый дом, семью. Для того чтобы выстоять, необходимо было прежде всего осознать подлинный масштаб нависшей над страной опасности. Такими нежданными тяжёлыми поражениями началась война, на таком краю, в двух шагах от пропасти, страна оказалась, что выбраться можно было, только прямо глядя жестокой правде в глаза, до конца осознавая всю меру ответственности каждого за исход войны. Правда в поэзии стала нравственной опорой, духовным источником сопротивления. Поэзия – самый чуткий сейсмограф душевного состояния общества – сразу обнаружила эту жгучую потребность в правде, без которой невозможно чувство ответственности. Вдумаемся в смысл не стёртых даже от многократного цитирования строк «Василия Теркина» А. Т. Твардовского


А всего иного пуще

Не прожить наверняка –

Без чего? Без правды сущей.

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька


Мы начинаем литературно-музыкальную композицию, посвящённую приближающейся 65 годовщине Великой Победы над фашистской Германией «Вечной памятью живы».


^ Звучит музыка: К. – В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».


Чтец.

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы – память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит,

Деревья – память целый день лепечут.

…………………………………………

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память – дождь.

И память – снег летит и пасть не может.

^ Д. Самойлов. «Я зарастаю памятью…»


Ведущий. Течёт река времени. Минуло уже более шестидесяти лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов. Выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.


Чтец.

Самый светлый,

самый летний день в году,

самый длинный день земли –

двадцать второго.

Спали дети,

зрели яблоки в саду.

Вспоминаем,

вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час

взрыв,

что солнце погасил в кромешном гуле,

сквозь повязки неумелые сочась,

кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

день за днём.

Взрыв за взрывом,

смерть за смертью,

боль за болью,

год за годом, опалённые огнём,

год за годом, истекающие кровью.

^ М. Луконин. «Напоминание»


Ведущий. Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака – за подвиги в той войне, мне хочется уловить нечто, характерное для него тогда, в далёкой молодости. Это «нечто», наверное, легче представить себе, листая сводки фронтовых донесений в военных архивах, читая пожелтевшие письма с фронта, слушая воспоминания ветеранов. Как трагично было то время! Сколько слёз и горя, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ!


^ Звучит песня «Мы за ценой не постоим…» из к/ф «Белорусский вокзал»


Чтец.

Мы знаем, что ныне лежит

на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших

часах,

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мёртвыми

лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Свободным и чистым тебя

пронесём,

И внукам дадим и от плена спасём

навеки!

Так писала 23 февраля 1942 года ^ А. Ахматова в стихотворении «Мужество».


Ведущий. Войны остаются в памяти грядущих поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.


Чтец.

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.


Живыми вернуться просили.

Живыми вернутся не все,

Вагоны идут по России,

По травам её, по росе.


И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну


Я знаю, я понял, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.


Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок Отечества дым.

^ Г. Шпаликов. «Я жизнью своею рискую…»


Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…»


Чтец.

Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во всё новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних…

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних,

Все они опочили там.

^ А. Ахматова. «Важно с девочками простились…»


Ведущий. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы всё больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне. На этой войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых. Но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю. На её дом, на её детей.


Чтец.

Не знаю, где я нежности училась, -

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идёт в шинели молодость моя.


В моих глазах – обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.


Нет! Мы с тобой узнали не из сводки

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.


А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге фронтовой.

^ Ю. Друнина. «Не знаю, где я нежности училась…»


Чтец.

«Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей – шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой её носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь… Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза.

Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко…» (^ Б. Окуджава. «Будь здоров, школяр!»)


Звучит музыка Дж. Каччини « Ave, Maria».


Чтец.

«Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть». (В. Некрасов. «В окопах Сталинграда»)


^ Звучит музыка Т. Альбиони. «Адажио»


Чтец.

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте.

В пятой роте, на левом.

При жестоком налёте.


Я не слышал разрыва.

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна ни покрышки.


И во всём этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастёрки моей.


Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.


Нам свои боевые

Не носить ордена,

Вам – всё это, живые,

Нам отрада одна:


Что недаром боролись

Мы за Родину – мать.

Пусть не слышен наш голос, -

Вы должны это знать.


Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мёртвых проклятье –

Это кара страшна.


Я убит подо Ржевом,

Тот ещё под Москвой.

Где – то, воины, где вы.

Кто остался живой?


В городах миллионных.

В сёлах, дома в семье?

В боевых гарнизонах

Не на нашей земле?


Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах и в снегу…

Я вам жить завещаю. –

Что я больше могу?

Это стихотворение написал ^ Александр Трифонович Твардовский, которому исполнилось бы в этом году 100 лет.


Ведущий. Минутой молчания почтим память всех героев, участников Великой Отечественной войны!

Объявляется минута молчания.

Низкий поклон Вам, мужественные солдаты Великой Отечественной войны!


^ Звучит песня Ю. Визбора «Рассказ ветерана».


Чтец.

И забыто – не забыто,

Да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый

И кому ещё лежать.


И кому траву живому

На земле топтать потом,

До жены прийти, до дому, -

Где жена и где тот дом?


А гармонь зовёт куда-то,

Далеко, легко ведёт…

Нет, какой вы все ребята,

Удивительный народ.

Хоть бы что ребятам этим,

С места – в воду и в огонь.

Всё, что может быть на свете,

Хоть бы что – гудит гармонь.

^ А. Твардовский. «Василий Теркин»


Звучит песня «На солнечной поляночке» муз. В. Соловьева-Седого,

сл. А. Фатьянова.


Чтец.

Война уносила жизни, но не сломила в народе дух сопротивления. Воли к защите отечества. Смерть переставала что-либо значить. Когда была важна каждая минута на пути к победе.


Ну, что с того, что я там был.

Я был давно. Я всё забыл.

Не помню дней. Не помню дат.

Ни тех форсированных рек.


Я неопознанный солдат.

Я рядовой. Я имярек.

Я меткой пули недолёт.

Я лёд кровавый в январе.

Я прочно впаян в этот лёд –

Я в нём как мушка в янтаре.


Ну, что с того. Что я там был.

Я всё забыл.

Не помню дат. Не помню дней.

Названий вспомнить не могу.


Я топот загнанных коней.

Я хриплый окрик на бегу.

Я миг непрожитого дня.

Я бой на дальнем рубеже.

Я пламя вечного огня

И пламя гильзы в блиндаже.


Ну, что с того. Что я там был,

В том грозном быть или не быть.

Я это всё почти забыл.

Я это всё хочу забыть.


Я не участвую в войне –

Война участвует во мне.

И пламя вечного огня

Дрожит на скулах у меня.


Уже меня не исключить

Из этих лет, из той войны,

Уже меня не излечить

От той зимы, от тех снегов.

И с той землёй, и с той зимой

Уже меня не разлучить

До тех снегов, где вам уже

Моих следов не различить.


Ну, что с того, что я там был!..

^ Ю. Левитанский. «Ну, что с того, что я там был…»


Ведущий.

«Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться Истории.

Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остаётся среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Вначале взять было неоткуда – полстраны разрушено. А потом за гигантскими нашими планами – всё не до них было; не до них – постепенно стареющих, теряющих здоровье и силы, и до сих пор – не до них… Кто же теперь наш солдат – победитель в войне или жертва войны? Неужели должно минуть ещё несколько лет, уйти из жизни последнее поколение ветеранов, чтобы тогда-то мы смогли отдать им долг памяти и уважения?» Так написал в своей книге «Высота духа» Г. Бакланов.


Чтец.

И убивали, и ранили

Пули, что были в нас посланы.

Были мы в юности ранними,

Стали от этого поздними.

Вот и живу теперь – поздний.

Лист раскрывается поздний.

Свет разгорается поздний.

Снег осыпается поздний.

Снег меня будит по ночам.

Войны мне снятся ночами.

Как я скину их со счёта?

Две у меня за плечами.

Были ранения ранние.

Было призвание раннее.

Трудно давалось прозрение.

Поздно приходит признание.

Я всё нежней и осознанней

Это люблю поколение.

Жёсткое это каление.

Светлое это горение.

Сколько по свету кружили!

Вплоть до победы – служили.

Лучших стихов не сложили.

Вот и живу теперь – поздний.

Лист раскрывается – поздний.

Свет разгорается – поздний.

Снег осыпается – поздний.

Лист мой по ветру не вьётся –

Крепкий, уже не сорвётся.

Свет мой спокойно струится –

Ветра уже не боится.

Снег мой растает, нарастает –

Поздний, уже не растает

^ Ю. Левитанский. «И убивали, и ранили…»


Звучит песня Б. Окуджавы «Простите пехоте…» или «Шёл солдат на тот Берлин»


Чтец.

К вам, павшие в той битве

мировой

За наше счастье на земле

суровой.

К вам, наравне с живыми,

голос свой

Я обращаю в каждой песне

новой.

Вам не услышать их и

не прочесть.

Строка в строку они лежат

немыми.

Но вы – мои, вы были

с нами здесь,

Вы слышали меня и знали имя.

В безгласный край, в глухой

покой земли,

Откуда нет пришедших

из разведки,

Вы часть меня с собою унесли

С листа армейской маленькой

газетки.

Я ваш, друзья, - и я у вас

в долгу.

Как у живых – я так же вам

обязан.

И если я, по слабости, солгу,

Вступлю в тот след, который

мне заказан,

скажу слова, что нету веры

в них,

То, не успев их выдать повсеместно,

Ещё не зная отклика живых, -

Я ваш укор услышу

бессловесный.

Суда живых – не меньше

павших суд.

И пусть в душе до дней моих

скончанья

Живёт, гремит торжественный

салют

Победы и великого прощанья.

А. Твардовский. «В тот день, когда окончилась война…»


Звучит песня «Память» (стихи Д. Самойлова, музыка М. Таривердиева).




Похожие:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconСценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября)

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconСценарий литературно-музыкальной композиции «Светлокосый солдат» (по мотивам повести Б. Васильева «А зори здесь тихие») 28. 03. 2010
Девушки в военной форме как бы сходят с экрана (участницы композиции выходят с двух сторон на задний план сцены)
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconСценарий Литературно музыкальной композиции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»
Моу «Бишевская начальная школа – детский сад» Урмарского района Чувашской Республики
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconСценарий праздника “Мама, папа, я здоровая семья!”, посвященной 65 – летию Победы

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы icon«Когда душа перерастает в слово…» издание сборников посвящённых 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Памятью завещано…»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconПоложение областной военно-патриотической Акции «Солдатский платок», посвященной 67-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Основными целями военно-патриотической Акции учащихся «Солдатский платок», посвященной 67-летию Победы в Великой Отечественной войне...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconСценарий литературно музыкальной композиции «Романса звук прелестный…»
Ведущий. Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. На сегодняшнем вечере мы познакомимся...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconПояснительная записка Об экспозиции школьного музея, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
«Реликвии военных лет», посвященная 65-летию Победы. Там представлены письма фронтовиков, подаренные ветеранами. По письму с фронта...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconСценарий литературно-музыкальной композиции «Эхо любви»
Звучит музыкальная композиция «Серебряная мечта» в испол­нении вокально-инструментальной группы «Зодиак» (она и будет являться музыкальным...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Вечной памятью живы», посвященной 65 летию Великой Победы iconПлан мероприятий по акции «Ветерану глубинки народное внимание и заботу», посвященной 65-летию Великой Победы 1941-1945 гг в Моу «Шоршелская сош»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы