Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы icon

Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы




Скачать 79.53 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы
Дата конвертации03.04.2013
Размер79.53 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Рекомендации по составлению плана работы классного руководителя



Всем известно, что в плане работы классного руководителя определяется перечень дел с группой или с отдельными учениками, а также с учителями класса, родителями, внешкольными учреждениями и организациями на определенный период времени (от четверти до года).

Приступая к составлению плана, надо учитывать различные источники планирования. К ним относятся:

• документы органов управления Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципальных органов управления образованием;

• методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы;

• план учебно-воспитательной работы школы;

• данные диагностики учащихся;

• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников;

• текущие и ожидаемые события в вашем городе (селе).

На основе изучения ситуации классный руководитель может, к примеру, решить, что надо включить в план мероприятия школы и соседних внешкольных учреждений. Он намечает организацию какой-либо деятельности учеников, связанную с датами календаря и текущими событиями, как традиционными, так и относительно новыми (начало учебных занятий, праздник урожая, встреча Нового года, проводы зимы и многое др.). Он включает в план мероприятия, рекомендуемые учителями, работающими в классе, например, экскурсии или беседы. Чтобы учесть мнение родителей, педагогу целесообразно встретиться хотя бы с некоторыми из них.

Желательно привлекать учеников к составлению плана, помня при этом, что для них это — планирование собственной жизни. Однако существует опасность, что они предложат проведение только дискотек, игр и других форм отдыха. Учитель должен идти им навстречу и вместе с тем помнить о своей задаче — обеспечивать рост, развитие учеников. Кто-то из известных педагогов сказал, что если дети хотят изучать ирокезский язык, начните с этого. Действительно, можно «начинать игру на их территории», постепенно организуя педагогически более целесообразно деятельность. А можно пойти и по пути, предложенному А.С. Макаренко: он рекомендовал педагогам делать то, что им самим интересно, и этим увлекать школьников.

Когда вы будете составлять план, учтите также требования, которым он должен соответствовать и по которым вы можете оценить, насколько хорошим он у вас получился. Вот их необходимый минимум:

• соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании школьников;

• соответствие возрастному уровню, возможностям и интересам учеников;

• разнообразие и адекватность методов и форм работы;

• посильность, реальность его выполнения для вас и для учеников.

В методической практике выделены такие виды планов: перспективный, недельный, на один день, план воспитательного мероприятия. Перспективный план — это как раз тот, о котором мы и говорим с вами. В принципе его состав и структуру может определять сам педагог. Однако методисты рекомендуют внести следующие разделы в план работы классного руководителя:

1) общая и психолого-педагогическая характеристика класса;

2) план-сетка на четверть или полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела класса;

3) работа с учителями и родителями;

4) индивидуальная работа с отдельными учениками.

Думается, что план вместе с характеристикой, да еще и с анализом работы, как это требуют некоторые руководители, — это уже комплекс документов, что создает неудобство в его использовании. Поэтому имеет смысл заполнить предлагаемую ниже диагностическую карту (см. табл. 1): она компактна, информативна, позволяет производить неоднократный анализ данных, дополнять их другими конкретными сведениями, полученными разными методами.


^ Таблица 1

Диагностическая карта


В плане работы (это может быть тонкая тетрадь) следует записать две-три приоритетные задачи на период планирования и сделать план-сетку по предложенной ниже форме (см. табл. 2).


Содержание

Месяц


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Нравственное воспитание (образ жизни)













Умственное воспитание (учение)













Физическое воспитание (здоровье)














Таблица 2




Содержание, методы, формы
работы


Сроки выполнения

Исполнители

Отметка о выполнении

















Для составления плана может быть использована и другая форма (см. табл. 3).


Таблица 3


Направления

Коллективная работа

Индивидуальная
работа


Работа

с учителями

Работа

с родителями
Внешние

Учение
















Общение
















Образ жизни
















Здоровье
















Досуг


















Выбирая ту или иную форму плана, надо стремиться к простоте, ясности и меньшим затратам труда. Приведем еще один пример. Предположим, вы работаете в 5-м или 6-м классе. Вы выявили следующие проблемы в воспитании учеников своего класса: отсутствие интереса к учению, низкая культура общения школьников друг с другом и со взрослыми. Ваш план на первую четверть может быть примерно таким (см. табл. 4).


Таблица 4

Сроки


Содержание работы

Примечания

1–2 сентября

День знаний

По плану школы

4–9 сентября

Организационное классное собрание. Организационное собрание родителей

Индивидуальные беседы с учениками, родителями

11–16 сентября

Беседа «Как лучше учиться». Консультации с учителями

Предварительно получить диагностические данные

18–23 сентября

Поездка-поход в лес, к историческому памятнику

Индивидуальные беседы

25–30 сентября

День школы и учителя — праздник

По плану школы

2–7 октября

«Как ценить и уважать себя» (занятие из цикла «Навыки общения»)

Предварительно получить данные диагностики

9–14 октября

«Октябрь уж наступил». Вечер-праздник




16–21 октября

Беседы с учителями об успеваемости. Уборка школы. Беседа о правилах безопасности на каникулах

Индивидуальные встречи с учениками, родителями


Недельные планы и планы одного дня могут составляться в произвольной форме в дневнике классного руководителя (толстой тетради), где должно быть выделено место для всех планов и ежедневных записей. В той же тетради следует отвести по 2–3 страницы, посвященные каждому ученику, для того, чтобы вносить туда записи о поступках и различных фактах из школьной жизни, по которым можно судить о развитии школьника и строить на основании этих наблюдений индивидуальную работу. Систематические наблюдения и их анализ за длительный период позволят увидеть то, что трудно обнаружить без записей.

План отдельного воспитательного мероприятия — это по сути дела конспект, в котором должны быть отражены его задачи, содержание, ход подготовки и проведения. Такие конспекты особенно важно продумывать начинающим учителям, хотя и для опытного учителя жизнь всегда даст новые темы, которые потребуют чтения, освоения нового и записей. Коллективные же дела (праздники, вечера и пр.) требуют плана, который уместней назвать сценарием, его надо тоже писать.

Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, возможные в школе, а именно: познавательную, ценностно-ориентационную, общественную, эстетическую, досуговую. Целесообразно отразить в плане все эти виды деятельности. Но при этом важно не перегружать план. Ежемесячно имеет смысл проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме) и одно коллективное дело. Остальное время следует отводить на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и на массу текущих дел, которых всегда так много в школе.

В заключение нужно отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нем, как желание клас-сного руководителя лучше узнать детей, любить их, терпеть их. Лучше узнать их можно только благодаря общению с ребятами. Любить детей — значит заниматься с ними, проводить с учениками время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.




Похожие:

Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconМетодические рекомендации по теме «Планирование работы школы» План учебно-воспитательной работы
В целях обеспечения единых подходов в разработке годовых планов учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ Куединского...
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconМетодические рекомендации по вопросам воспитания и планирования с учетом возраста воспитанников; план учебно-воспитательной работы школы
В прошедшем 2005-2006 учебном году воспитательная работа в классном коллективе преследовала следующие цели
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconПлан воспитательной работы на 2011-2012 учебный год
Продолжить методическую работу с сотрудниками методического объединения классных руководителей по поиску и внедрению новых форм и...
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconАнализ воспитательной работы Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconАнализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconП л а н воспитательной работы
Мо классных руководителей. Тема «Формы планирования воспитательной работы в классе»
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconП л а н воспитательной работы
Мо классных руководителей. Тема «Формы планирования воспитательной работы в классе»
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconПлан воспитательной работы Ишненской средней школы на 2010 2011 учебный год
Педсовет: «Задачи и перспективы учебно-воспитательной работы на новый учебный год»
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconПланирование воспитательной работы старшей вожатой
Годовой план воспитательной работы (с 1 сентября по 31 мая) старшей вожатой пишется на основании годового плана воспитательной работы...
Методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы iconАнализ воспитательной работы мкоу «Карцовская основная общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год
В школе воспитательная работа осуществлялась на основании плана воспитательной работы школы на учебный год, планов воспитательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы