Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» icon

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний»




НазваниеМетодическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний»
страница1/3
Котельникова Наталья Петровна
Дата конвертации14.03.2013
Размер0.51 Mb.
ТипМетодическая разработка
источник
  1   2   3

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55»


Методическая разработка


на тему:


«Практическое применение

экономических знаний»


Выполнила: Котельникова Наталья Петровна

учитель экономики

I квалификационной категории

МОУ «СОШ № 55»


г. Чебоксары 2009

План


Введение 2 – 3

Глава I. Изучение основ микроэкономики 4 – 13

Глава II. Изучение основ макроэкономики 14 – 16

Глава III. Методы проверки знаний по экономике 17 - 18

Глава IV. Использование ИКТ на уроках 19

Глава V. Самоанализ работы 20 – 21

Заключение 22 – 23

Список литературы 24

Приложения 29


Введение.


Изучение экономических наук в системе народного образования в условиях перевода народного хозяйства в систему рыночных отношений есть потребность, вызванная самой жизнью.

Изучение основ экономики каждому учащемуся необходимо как будущему рабочему, специалисту, служащему, предпринимателю, чтобы грамотно и эффективно участвовать в реальном производстве, в сфере услуг, свободно чувствовать себя в повседневной жизни.

Предмет экономика помогает учащимся разобраться в основах экономической теории в целом, в структуре и функционировании экономики страны и предприятия, в понятии регулируемого рынка.

Учащиеся на уроках получают представление об основных экономических понятиях и терминах, таких как экономический рост и кризисы, менеджмент, маркетинг, товар, цена, деньги, прибыль, экономические законы и многое другое. Разумеется, каждый человек должен знать из чего состоит предприятие и как организовано производство, как формируется цена, прибыль и т.д.

Успешное вхождение молодого поколения в мир конкуренции и рыночных отношений должны обеспечить необходимый запас экономических знаний, выработка нового экономического мышления, что начинается, очевидно, с изучения азов экономики.

Экономическая наука призвана определять, как максимально использовать ограниченные ресурсы – природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.

Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов.

Практическое применение экономических знаний, на мой взгляд, актуальная тема. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый юноша и девушка еще на школьной скамье, а затем на скамье вуза или другого образовательного учреждения учились честно зарабатывать деньги. И этому надо учиться. Это путь не только к личному благосостоянию, но и процветанию общества. Целью преподавания экономики для меня является формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также профессиональной ориентации выпускников; выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и в общественной жизни. Поэтому изучение основ экономики еще в школе, умение применить полученные знания в реальной жизни, обучение и воспитание потенциальных предпринимателей является одной из важных задач.


Глава I. Изучение основ микроэкономики


Экономическая наука формируется так же, как растет дерево или строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой. Именно эту категорию экономической науки изучают учащиеся 10 класса. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), продавцами и покупателями. Она формирует законы спроса и предложения, изучает факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательство), типы экономических систем, виды рынков. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.

В I четверти учащиеся 10 класса получают понятия об экономике: что это за наука, что изучает; о факторах производства, главных вопросах экономики, об альтернативной стоимости, ограниченности экономических ресурсах, типах экономических систем, рыночных законах.

Экономика – это наука, которая изучает, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

На первых же уроках я рассматриваю с учениками основные потребности человека (в еде, одежде, в лечении, безопасности, дружбе и т.п.)

Учащиеся знакомятся в каких ресурсах нуждается любая фирма для производства товаров и оказания услуг. В экономике их называют факторами производства. Их всего 4:

-труд,

- земля,

- капитал,

- предпринимательство.

Факторы производства не должны быть бесхозными, у каждого должен быть конкретный хозяин. Владелец фактора должен получать возмещение или оплату за то, что его фактором кто-то с его согласия пользуется. Без этого экономика работать не будет. Я предлагаю ученикам попытаться самостоятельно определить название данного возмещения.

Цена, выплачиваемая за труд, называется зарплатой.

Цена, выплачиваемая за пользование землей, называется рентой.

Платой за пользование чужого капитала (а в экономике к капиталу относится все то, что позволяет произвести товар, оказать услугу: здание, сооружение, станки, оборудование, машины, инвентарь и т.п.) является процент.

Вознаграждение усилий предпринимателя называется прибылью.

Каждый из нас владеет хотя одним из факторов производства. Наличие того или иного фактора производства дает возможность получать доходы и на эти доходы жить.

Экономика не возникла бы как наука, если бы ресурсы не были ограничены, если бы не нужно было бы экономить. Редким ресурс сам по себе быть не может. Редкостью ресурс становится только после того, как он оказывается объектом человеческих потребностей и при этом выясняется, что ресурса недостаточно для того, чтобы эти потребности полностью удовлетворить. В этом убеждаются учащиеся, изучая данную тему.

Из курса истории ученики уже знают, что любое общество развивается по своим законам, традициям, моральным ценностям, иными словами по своей экономической системе. Изучая эту тему, учащиеся должны научиться понимать, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать; различать типы экономических систем, знать суть, преимущества и недостатки каждой системы; осознать, что в чистом виде основные типы экономических систем в реальной жизни, как правило, не встречаются.

Различают 4 типа экономических систем:

  • - традиционная

  • - командная

  • - рыночная

  • - смешанная.

Каждая из них должна отвечать на главные вопросы экономики: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?». Изучая каждую экономическую систему, необходимо сформулировать преимущества и недостатки каждой из них. Можно в форме таблицы (ученики это задание выполняют самостоятельно, подводя итог по изучению данной темы).


Тип экономической системы

Преимущества

Недостатки

Традиционная

Командная

Рыночная









Очень большое внимание я уделяю изучению темы «Спрос» и «Предложение». Это основа экономической науки. В течение II и III четверти учащиеся изучают, что такое спрос, величина спроса, предложение, величина предложения. Учатся понимать закон спроса, закон предложения; какие факторы оказывают влияние на формирование спроса и предложения, учатся объяснять, что такое эластичность спроса; в чем ее экономический смысл.

^ Спрос – это способность и желание покупателя приобретать товар.

Величина спроса – это то количество товара, которое покупатели готовы и могут приобрести в данный период времени по определенной цене.

Именно цена определяет величину спроса. Ученики учатся различать эти два понятия. Также они учатся определять графически спрос. Для этого я им предлагаю составить шкалу спроса, где отражается взаимосвязь между ценой и величиной спроса.

На основе шкалы спроса ученики учатся графически показывать кривую спроса, которая имеет положительный наклон. Цена и количество товара находятся в обратной зависимости друг от друга.


^ Шкала спроса


Р (цена)

Q (количество)

10

0

8

1

6

2

4

3

2

4

0

5





Ученики учатся формулировать закон спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот, чем ниже, тем выше величина спроса.

Основными факторами формирования спроса являются:

  • цена

  • доходы покупателей

  • сезонность

  • реклама

  • число и возраст покупателей

  • тип товара

  • вкусы и привычки покупателей

  • мода

По теме «Спрос» решаются задачи, строятся графики, проводится работа с тестами.

Большое внимание уделяю теме «Предложение». Так же как и по теме «Спрос» знакомлю учеников с новыми экономическими терминами.

Предложение это способность и желание продавца (производителя) предложить свой товар к продаже.

^ Величина предложения - это то количество товара, которое продавцы (производители) готовы и могут предложить к продаже в определенный период времени и по определенной цене.

Обязательно разъясняю, что при изучении данной темы рассматриваются действия продавцов- производителей, а не тех лиц, которые стоят за прилавками магазинов. Самый главный фактор, определяющий величину предложения – цена. Для производителя главное в своей деятельности получить прибыль, причем максимальную. Поэтому учащимся также предлагаю графически изобразить кривую предложения, предварительно составить шкалу предложения, отражающую взаимосвязь между ценой и величиной предложения, учитывая данный фактор.

^ Шкала предложения

Р (цена)

Q (количество)

1

0

2

1

3

2

4

3

5

4

6

5

7

6

8

7

9

8

10

9





Ученикам я предлагаю самостоятельно сформулировать закон предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

Далее совместно определяем факторы, формирующие предложение:

  • цена

  • налоги и дотации

  • цены на другие товары

  • технология

  • цены на сырье

  • число продавцов (производителей)

Учащиеся учатся определять точку равновесия: в ней величина спроса равна величине предложения. Ей соответствует равновесная цена – цена, при которой продавцы готовы и могут предложить свой товар (услугу) к продаже, а покупатели готовы и могут приобрести данный товар (услугу).

В начале ученики вместе со мной строят шкалу спроса и предложения, определяют по таблице чему равна равновесная цена и равновесное количество, где находится ситуация избытка и ситуация дефицита товара.

Графически это выглядит следующим образом.




^ Шкала спроса и предложения

Q

Р (цена)

P (цена)

0

10

1

1

8

2

2

6

3

3

4

4

4

2

5

5

0

6

6

-2

7

7

-4

8

8

-6

9

9

-8

10

10

-10

11






Учащиеся учатся определять равновесную цену, решая соответствующие задачи, такие как:

Функция спроса на товар имеет вид - Qd (Р) = 700 – Р, функция предложения- Qd (S) = 2Р-200, где Р – цена, Q – количество. Определите равновесную цену и равновесное количество. Приравняв эти две функции, мы сможем определить равновесную цену и равновесное количество. Задачу можно усложнить, добавив следующее условие: Государственными органами установлена фиксированная цена в размере 200 рублей. Определите величину предложения, количество продаж и величину неудовлетворенного спроса.

Подставив значение фиксированной цены в функцию спроса и в функцию предложения, ученики определяют количество продаж и величину предложения, а разница составит величину неудовлетворенного спроса.

В конце III и в начале IV четверти учащиеся учатся разбираться в том какую роль играют фирмы в экономике; различают выручку и прибыль, учатся определять прибыль, решая различного рода задачи, сравнивают основные типы рынков (монополия, олигополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция), на которых приходится работать фирмам.

Ученикам я предлагаю подумать, откуда потребители могут получить товары и услуги для удовлетворения своих потребностей (они могут быть куплены у фирм). Ребята самостоятельно определяют задачи, которые фирмы выполняют в экономике (создание и продажа потребителям товаров и услуг, произведенных путем соединения факторов производства). Предлагается школьникам привести конкретные примеры фирм и рассказать, какие товары или услуги они предоставляют. Можно предложить подумать, являются ли фирмами:

  • парикмахерская (да, это фирма, оказывающая услуги и продающая их клиентам);

  • станция «скорой помощи» (нет, так как, медицинские услуги «скорой помощи» оказываются бесплатно за счет средств государства);

  • редакция газеты «Известия» (да, так как, это учреждение, нанимающее на работу журналистов и выпускающее газету – товар, который продается потребителям).

На уроках я объясняю ученикам, что такое выручка и каким образом ее получают и в чем ее отличие от прибыли.

Выручка – это денежная сумма, получаемая фирмой от продажи товаров ежедневно, и определяется путем умножения количества проданных товаров на их цену.

Прибыль – это превышение выручки от продажи товаров над общими затратами. Она, как правило, определяется в конце каждого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года).

Главной задачей владельца фирмы является получение максимальной прибыли. Для этого фирмы должны стремиться к снижению затрат путем совершенствования технологии, проведения режима экономии, введения различных методов поощрения работников к повышению производительности их труда.

Поскольку предмет «Экономика» был исключен из программы 9 класса, в первый же год обучения этого предмета (10 класс) я затрагиваю темы из курса «Макроэкономика».

Большое внимание я уделяю изучению темы «Деньги. Денежная масса», «Инфляция», «Безработица».

Изучая тему «Денежная масса», на уроках я обязательно подчеркиваю, что денежное обращение является одной из основ существования рыночной экономики. Состояние денежной сферы во многом определяет положение дел во всей экономической системе в целом. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что денежное обращение характеризуют 2 основных показателя: объем денежной массы и скорость обращения денег.

^ Скорость обращения денег – это число раз, которое каждая денежная единица участвовала в течение года в обеспечении любых сделок.

Американский ученый Ирвинг Фишер сформулировал закон обмена, суть которого заключается в том, что количество денег обращающихся в стране должно точно соответствовать объему торговых сделок за год и достигнутой скорости обращения местной валюты.

Уравнение объема Фишера:

М * V = P * Q

М – масса денег, необходимая стране для обеспечения нормального денежного обращения

V – скорость обращения денег

Р – цены товаров и услуг

Q – объем товаров и услуг, продавшихся в стране за год.

Необходимо пояснить учащимся, что левая часть уравнения выражает количество товаров в стоимостном выражении, а правая – количество денег.

При обсуждении проблемы инфляции я заостряю внимание школьников на том, что инфляция по своей сути – это не увеличение количества денег в обращении как таковое. Определенное увеличение денежной массы должно происходить в любой стабильно растущей экономике с тем, чтобы обеспечить растущие потребности потребителей, фирм и государства в дополнительных средствах обращения по мере увеличения производства товаров и услуг.

На уроках я с учащимися обсуждаю какие экономические явления свидетельствуют об инфляции (одновременный рост цен на все товары, обесценивание денег).

Самостоятельно предлагаю учащимся определить причины инфляции (чрезмерная эмиссия денег, огромные военные расходы, кризис бюджета, необоснованное повышение цен и зарплаты, рост цен на мировых рынках, увеличение внешней задолженности, структурные мировые кризисы, войны между государствами)

Учу различать инфляцию спроса и инфляцию затрат.

^ Инфляция затрат – ситуация когда цены растут в силу удорожания покупных ресурсов для производства потребительских товаров.

Инфляция спроса – ситуация когда денег в стране много, а товаров не хватает (т.е. спрос больше чем предложение товара.)

Немало важной темой является тема «Безработица». Я уделяю ей большое внимание. Считаю необходимым начать с изучения рынка труда. Предлагаю учащимся самостоятельно назвать характерные свойства рынка труда, отличающие его от других рынков, например рынка товаров, рынка капитала и т.д. К таким свойствам, в частности относятся:

  • неоднородность труда (работники обладают различными способностями, опытом и др.)

  • относительная негибкость цены труда (зарплата работников меняется медленнее, чем цены на товары и услуги)

  • большая роль нерыночных факторов, воздействующих на ситуацию на рынке труда (влияние социальной политики государства и т.п.)

Переходя к изучению безработицы, я обязательно даю понятие, что такое безработица и какие виды безработицы существуют.

Безработица – это наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Различают 4 вида безработицы:

  • фрикционная

  • структурная

  • циклическая

  • сезонная

Переходя к изучению видов безработицы, я поясняю учащимся понятие естественного уровня безработицы. Это тот уровень безработицы, который неизбежно возникает в экономике, сколь успешно бы она ни развивалась. К естественной безработице экономисты относят фрикционную, структурную, в том числе и сезонную безработицу. Людям, решившим поменять работу, почти всегда требуется некоторое время для поиска нового места – это фрикционная безработица. Еще большее время требуется для переориентации людей, занятых не производстве, временно или навсегда потерявшим свое значение в экономике – это структурная безработица.

Особо нужно выделить циклическую безработицу. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от других видов, циклическая безработица вызвана причинами, которые нельзя назвать естественными (спад в экономике, снижение активности бизнеса и др.) Надо подвести учащихся к мысли о том, что государство должно не только помогать безработным, но и бороться с первопричиной циклической безработицы, стимулировать оживление экономики.


Глава II. Изучение основ макроэкономики


Учащиеся 11 классов изучают такую категорию экономической науки как макроэкономика. Макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы как, обратная зависимость между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты, необходимо знать хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия правительства, направление государственного регулирования экономики.

Большое внимание в макроэкономике я уделяю изучению ВВП, экономического роста, циклов экономического развития, банковской системе. Учащиеся должны понять, что в случае работы с макроэкономическими явлениями мы в принципе не можем использовать количественные измерители объемов продукции. В экономике используются агрегированные показатели, которые исчисляются на основании сопоставимых стоимостных измерителей. Таким образом, ВВП и аналогичные ему показатели, по сути, есть величины, характеризующие совокупное количество благ и услуг, исчисленное в денежном выражении.

При изучении этой темы я заостряю внимание учеников на том, что учитывается и что не учитывается при расчете ВВП. Важно не упустить следующие моменты:

  • учитываются только блага и услуги, произведенные для продажи и реализованные в течение года;

  • учитываются только конечные блага и услуги, произведенные в стране за год;

  • денежные расчеты, не сопровождающиеся производством товаров и услуг, не включаются в ВВП;

  • не учитываются блага и услуги, произведенные в теневой экономике.

Поскольку ВВП и аналогичные показатели вычисляются в стоимостном выражении, встает вопрос, в каких ценах следует их считать. Поэтому я объясняю учащимся, что существует 2 типа показателей: номинальные, исчисленные в текущих ценах, и реальные, при вычислении которых использовались данные о некоторых базовых уровнях цен. Лучше всего это различие проследить на примере следующего типа:

Пример: В экономике страны производятся 2 вида товаров: А и Б. Есть следующие данные о ценах на эти товары и объемах выпуска за 2002 и 2003 гг.



Товар

2002 г

2003 г

Количество

Цена, у.е.

Количество

Цена, у.е.

А

4

2

2

3

Б

2

5

3

7



Рассчитайте номинальный ВВП за 2002 и 2003 гг. и реальный за 2003 г. в ценах 2002 г.

ВВП 2002 = 4*2+2*5=18

ВВП 2003 = 2*3+3*7=27

ВВП 2003 = 2*2+3*5=19

Для закрепления этой темы я предлагаю ученикам решить аналогичную задачу, но с большим количеством товара (3-4 позициии).

В программе 11 класса я изучаю с ребятами понятие экономического роста и экономические циклы. Изучая эти темы, я с учениками определяю основные цели экономического роста ( рост благосостояния людей) и разбираю каждые стадии экономического цикла: подъем – кризис – спад - депрессия.

Я прошу учеников определить, какие задачи может поставить общество для повышения благосостояния своих граждан (улучшение медицинского обслуживания, повышения минимального уровня заработной платы, снижение преступности, улучшение экологической обстановки и т.п.)

Разбирая каждую стадию экономического цикла, обсуждается, какие условия свойственны стадии подъема: наблюдается экономический рост, в производство по существующим технологиям вовлекается все новые и новые ресурсы, наблюдается низкий уровень безработицы, растет уровень жизни.

Переход от подъема к спаду, экономики представляет собой кризис. Ученики самостоятельно приводят наиболее яркие проявления кризиса (обвал на финансовых рынках, предложение выходит за рамки спроса и происходит затоваривание рынков, многие фирмы начинают ощущать неконкурентоспособность своих товаров, поднимается волна непогашения задолженности и связанных с ней банкротств.)

Важной чертой спада является то, что многие ресурсы остаются невостребованными, растет безработица, падает уровень жизни населения.

Определяем вместе с учениками, что на стадии депрессии очень незначительна инвестиционная деятельность фирм, опасающихся затяжного характера депрессии. Нужно сказать, что длительность этого периода во многом зависит от глубины предшествовавшего ему спада, т.к. чем сильнее потери, понесенные в ходе последнего, тем более осторожно ведут себя фирмы и потребители. Однако рано или поздно наступает оживление.

Достаточно долгое время ученики 11 класса изучают банковскую систему, начиная с истории возникновения банков и завершая современными финансовыми институтами: МВФ и МБРР.

Я объясняю учащимся, что такое банк, какие виды банков существуют (коммерческие и центральный), каковы их функции. Учу понимать, что такое банковские резервы, для чего они нужны; почему ЦБ устанавливает норму обязательных резервов, что такое ставка процента, чем отличается депозиты срочные от депозитов до востребования.

С населением и предприятиями работают только коммерческие банки. ЦБ РФ работает с государством и с коммерческими банками. Далее знакомлю учащихся с функциями коммерческих банков:

  • привлечение временно свободных денежных средств населения;

  • выдача кредитов юридическим и физическим лицам;

  • осуществление безналичных расчетов;

  • консультирование клиентов, предоставление им экономической и финансовой информации;

  • эмиссионно-учредительская функция (путем выпуска и размещения ценных бумаг).

Ученики учатся определять принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность. Я прошу учащихся пояснить самостоятельно, в чем заключается каждый принцип кредитования. Предлагаю определить, что является основным источником доходов банка (разница между суммой процентов, полученных от заемщиков, и суммой процентов, выплаченных вкладчикам). Подвожу учащихся к мысли о том, что выдача кредитов – не только вторая основная функция банка, но и основное условие получения доходов. Задаю вопрос ученикам, на что должен обратить внимание банк, принимая решение о выдаче кредита предприятию (способно ли будет это предприятие вернуть кредит, действительно ли проект, для финансирования которого банк дает деньги, может принести прибыль в указанные для возврата кредита сроки).


Глава III. Методы поверки знаний и навыков по экономике


Школьный предмет «Экономика» относительно молодой предмет. В настоящее время издано несколько учебников по данному курсу, создаются пособия для учителей и учащихся. Основными недостатками их являются необоснованная перегруженность содержания и отсутствие методик, адекватных детскому восприятию. Преподавая экономику в школе на протяжении более 10 лет, я испробовала разные способы проверки знаний учащихся. Это и тесты, и игры, и задания на размышление. Обязательно провожу контрольные работы, которые завершают тему или раздел курса.

Поэтому, для проверки знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности учеников по усвоению содержания курса «Экономика» я использую систему учебных задач, заданий и тестов.

Система задач и заданий включает в себя:

  • задания на усвоение основных экономических терминов и понятий (экономический диктант)

  • вопросы для обсуждений

  • тесты

  • экономические задачи

  • ситуационные и деловые игры.

Такой подход позволяет мне раскрыть все компоненты содержания экономического образования, а именно: знания, умения и навыки.

Вопросы для обсуждения способствуют развитию коммуникативных умений, взаимодействию друг с другом и учителем. В эту группу я включаю задания на формулировку и решение экономических проблем, создание проектов, прогнозирование экономических ситуаций. Например, изучая тему «Спрос» и «Предложение», ученикам я предлагаю обсудить вопрос: «Каким образом знания характеристик кривых спроса и предложения позволяют предпринимателю застраховать себя от ошибок в бизнесе?» и т.п.

Тестовые задания направлены на проверку усвоения экономических знаний и умений учащихся. Их задача – выявить широту экономического кругозора учащихся, проверить усвоение знаний в объеме , установленном стандартом. Это самая распространенная форма заданий, применяющаяся в современном школьном и вузовском образовании. Все тесты разделяются на две группы:

а) тесты, требующие однозначного ответа: да или нет;

б) тесты, в которых нужно выбрать один верный ответ из нескольких приведенных вариантов.

Например, а) Подлежит ли лицензированию банковская деятельность?

+ Да Нет

б) Каким образом можно уменьшить массу кредитных денег?

+ А) путем увеличения резервной ставки

Б) путем снижения резервной ставки

В) путем снижения процентной ставки

Экономические задачи направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся. Они предусматривают расчет, анализ, классификацию, систематизацию, обобщение экономических знаний и умений. Решению задач отводятся целые уроки.

Ситуационные и деловые игры – их назначение – освоение различных позиций личности в системе учебных и межличностных взаимодействий (партнера, руководителя).

Иногда для определения усвоения экономических знаний, я использую на уроке и такую форму работы, как составление и последующее решение экономического кроссворда. Для учеников это и игра, и развлечение и одновременно проверка своих знаний.


Глава IV. Использование ИКТ на уроках экономики

ИКТ - является средством, при помощи которого можно повысить интерес к процессу обучения, что является не маловажным в настоящий период времени, а так же помогает развивать творческие способности учащегося, учит ориентироваться и анализировать происходящее в мире, обществе. Использование на уроках экономики компьютерных технологий, которые являются на данный момент средством повышения интереса к предмету, также повышает мотивацию учащихся к изучению данного предмета. Компьютерные технологии - это формирование педагогической культуры нового типа, культуры, требующей обновления содержания образования, подходов, методов и организационных форм обучения. В основном урок я строю с использованием подготовленных мною презентаций. Я считаю, что сочетание традиционных форм преподавания урока с современными действительно повышают мотивацию учащихся на уроке, а также повышают интерес к этому предмету. Урок делается более насыщенным, ярким, интересным. Объем нового материала на таком уроке увеличивается, сокращается время на оформление классной доски. Учащиеся лучше вовлекаются в учебный процесс, внимание становится более сконцентрированным. Использование ИКТ на уроках дают широкие функциональные возможности. Позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, применять разные формы и методические приемы работы, формируя важные экономические умения.


Глава V. Самоанализ работы


Рыночные преобразования в России выдвинули новые требования к системе образования и условиям подготовки молодых специалистов для экономики страны. Одним из основных требований к обновлению стало введение программ, ориентированных на формирование и развитие экономического сознания школьников, их компетентности.

Включение экономики как учебного предмета в программу средней школы позволило учащимся получить различные экономические знания, развить способности в сфере экономики и предпринимательства, сформировать целостное восприятие окружающей действительности. В условиях рыночных отношений необходимо умело применять экономические знания на практике.

Потребность учащихся в изучении экономики высока, т.к. основная цель предмета – помочь им овладеть знаниями экономики и предпринимательской деятельности, сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.

Можно отметить рост интереса к этому предмету, т.к. наблюдается увеличение числа учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично» за 2 года.

Оценки

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч.год

Итого

10 Б

11 Б

11 В

10А

10 Б

11 А

11 Б

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

«5»

4

22

1

1

10

19

2

27

32

«4»

17

6

17

14

9

6

21

40

50

«3»

7

1

2

2

-

-

1

10

3

«2»

-

-

-

-

-

-

-

-

-


Для наглядности привожу динамику успеваемости учащихся 10-х и 11-х классов.





Отмечается положительная динамика по преподаваемому предмету: средний балл и качество знаний повышается:

Классы

Средний балл

Качество знаний

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

10 – е классы

4,11

4,25

93%

94,4 %

11 – е классы

4, 38

4,47

93,8 %

100 %



Кроме того отмечается рост поступления выпускников школы на экономические факультеты различных ВУЗов.

Учебные заведения

2006-2007 уч.год


2007-2008 уч.год


2008-2009 уч.год


человек

%

человек

%

человек

%

Всего выпускников

98

-

74

-

49

-

ВУЗы (экономфак)

27

27,5

24

32

19

39


В 2008-2009 учебном году мои ученики принимали участие в школьной практической конференции, в которой ученик 11 «А» класса Никоноров Дима занял II место (тема «Мировой финансовый кризис»)

Все это свидетельствует о росте учащихся к данному предмету, осознания его практической жизненной необходимостью. Рост количества учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично» говорит о том, что избранная мною методика преподавания оправдывает себя.


Заключение


Современные условия XXI века диктуют необходимость основательной экономической подготовки для специалистов всех сфер народного хозяйства. Очень важно, чтобы молодые люди овладевали экономическими знаниями в школьном возрасте. Опыт стран с развитыми рыночными системами показывает, что школьники на протяжении уже многих лет изучают теоретическую и прикладную экономику, историю экономических учений, получают необходимые практические навыки для их успешного последующего применения с выгодой для себя и общества в целом. Благополучие и процветание любого государства связаны со знанием граждан основ экономики. Поэтому необходимо прививать мышление учащихся с ранних лет, независимо от того, кем они станут в будущем,- врачом, юристом, агрономом, экономистом. Непрерывное экономическое образование – это основа основ социального и духовного развития страны.

Необходимость качественной экономической подготовки будущих специалистов в РФ сегодня очевидно для всех. Большой интерес к этому предмету проявляют и сами школьники, которые хотят найти свое место в условиях формирующегося российского рынка. Большинство из них хотят быть предпринимателями, иметь свой собственный бизнес. Изучая экономику в школе, полученные знания они могут применять на практике, поскольку уже знакомы с азами организации своего дела. Очень плохо, что количество часов на данный предмет не прибавляется, а наоборот сокращается или вовсе убирается из программы (так, например, в 9 – х классах).

Кризисные ситуации в экономике нашей страны убедительно показывают, что одних знаний, умений и навыков экономической деятельности недостаточно. Требуется еще и предпринимательская подготовка, т.е. формирование навыков проектной деятельности, прогнозирования последствий собственной экономической деятельности, а также деятельности других. Поэтому, в настоящий момент ознакомление всех учащихся общеобразовательных школ с основами экономики и предпринимательской деятельности признается целесообразным и необходимым.

^ Основная цель предмета «Экономика» - помочь учащимся овладеть основами экономики и предпринимательской деятельности, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.

^ Основными задачами предмета «Экономика» являются:

  • подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

  • сформировать качества умелого хозяина и покупателя;

  • составить представление о целях, задачах, сущности предпринимательства и его роли в экономической жизни страны;

  • сформировать начальные навыки участия в предпринимательской деятельности;

  • развивать экономическое и предпринимательское мышление, необходимое для умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;

  • воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;

  • формировать уверенность в собственных силах и возможностях осуществлять предпринимательскую деятельность, доступную их возрасту.

Предпринимательство и экономику в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, вне зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или простого работника по найму.


Список литературы


  1. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Пособие для учителя – М.: Вита-Пресс,2000.

  2. Травин Е.Н Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

  3. Экономика. 10-11 классы: элективный курс «Организация и бизнес-планирование собственного дела» /авт.-сост. А.М. Каунов. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 2000.

  5. Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты / авт.-сост. О.И.Медведева. – Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Экономика для школьников; Учебное пособие / Л.П. Кураков, М.П. Владимирова, В.Л. Кураков, В.И. Шилина и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.

  7. Кураков Л.П., Мясников С.Н. Основы экономической теории; Учебное пособие для средних школ и профтехучилищ. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1994.

  8. Кашанина Т.Вт, Кашанин А.В. Право и экономика: Учебное пособие для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2-х книгах. /Российской фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний».- М.:ЗАО «Изд-во «Вече», 2003.

  9. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования /Под ред. С.И. Иванова – 8-е изд., перераб. - В 2-х книгах. – М.: Вита-Пресс, 2005.

  10. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999.

  11. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн.: Учебник для 9-10 классов общеобразовательных учреждений. – М: Вита- Пресс, 2000

  12. Акимов В.В. и др. Основы экономических знаний: Проб.учеб. для 9-10 классов общеобразовательных учреждений / В.В. Акимов, В.Ф. Мерзляков. – М: Просвещение, 1998.



^ Цифровые образовательные ресурсы

Поисковые системы

www. rambler.ru

www.yandex.ru

Списки образовательных ресурсов сети Интернет:

http:// www. ege. edu. Ru ;

http:// www.obrazov.cap.ru

www. Economy.gov.ru

http: // nsc.ru /eco

www. nalog. ru

www.wciom. ru

www.fas.gov.ru

Министерство экономического развития и торговли РФ

http://www/economy.gov.rv

Министерство финансов РФ

http: //minfin.rinet.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация

http://www.gks.ru

Федеральная служба по труду и занятости РФ

http://www.rostrud.invo

Россия и Всемирная торговая организация

http://www.wto.ru

Торгово-промышленная палата РФ

http://www.tpprf.ru

^ Исследовательские и учебные заведения, общественные организации

Всероссийский центр изучения общественного мнения

http://www.wciom.ru

Институт международных экономических и политических исследований РАН

www.transecon.ru

Центр экономического и бизнес образования: В помощь учителю

http://www.cebe.sib.ru

Общество защиты прав потребителей «Резонанс»

http://www.zonaprav.ru


^ Банки, биржи, предприятия

Банк России

http://www.cbr.ru

Российская торговая система

http://www.rts.ru

Московская межбанковская валютная биржа

http://www.micex.ru

^ Международные организации

Межгосударственный статистический комитет СНГ

http://www.cisstat.com

Международный валютный фонд

http://www.imf.org

Всемирная торговая организация

http://www.wto.org

СМИ

Российская газета

http://www.rg/ru/

Журнал «Вопросы экономики»

http://www.vopreco.ru

Библиотека экономической и деловой литературы

http://ek-lit.agava.ru/avtosod.htm

Журнал «Карьера»

http://www.kariera.orc.ru/

Журнал «Эксперт»

http://www.expert.ru

Газета «Экономика и жизнь» - АКДИ

http://www.akdi.ru

Желтые страницы России: данные о предприятиях

http://www.yellowpagesrussia.ru

Коммерсант

http://www. Kommersant.ru

Известия

http://www.izvestia.ru

Деньги

http://www.rommersant.ru/k-money

^ Электронные учебники

Элетронное учебное издание «ЕГЭ по Обществознанию 2008-2009 год».

Экономика 10-11: А.Киреев. Компьютерное приложение: практикум, презентации, Интернет-ресурсы

Репетитор по экономике 9-11 класс /Акелла/

"^ Экономическая теория" - электронный учебник el.tfi.uz/ru/et/predis.html

Study.newgalaxy.ru Электронные учебники, статьи, лекции, книги. Экономика. Менеджмент. Управление персоналом. Маркетинг. Деньги.Кредит.Банки. Финансы. Статистика. Эконометрика. Философия. Культурология. История. Биржевое дело. Шпоргалки.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconМетодическая разработка по проведению мастер-класса на тему: «Лабораторно-практическое занятие как средство формирование самостоятельной деятельности и умений самоконтроля обучающихся»
Обучающая: формирование устойчивых знаний и умений ремонта шатунно-поршневой группы двс

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconМетодическая разработка по теме: «Практическое применение языкового теста в обучении немецкому языку» Автор работы
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №37 с углублённым изучением отдельных предметов»

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconМетодическая разработка на тему: «Применение компьютера на уроках физики»
Красноткацкой средней общеоразовательной школы Ярославского муниципального округа Образцовой Ирины Алексеевны

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» icon«Математика и бизнес»
Цель урока: применение экономических знаний к задачам практической направленности

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconЕ. М. Калинина «о рим! О вечный город!» Методическая разработка
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» в игровой форме...

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconУрок математики в 6 классе
Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Пропорции». Рассмотрим их применение в одной из областей жизни. Убедимся, какое важное...

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconЛаптев Вячеслав Павлович (высшая квалификационная категория) Тавда, 2010 год Данная методическая разработка
Методическая разработка представлена на конкурс «информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога» в номинации «использование...

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconПроектные работы первоклассников
Имея сумму знаний по теме, учащиеся через проектную работу показывают их практическое применение. Метод проектов всегда ориентирован...

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconТема: Производная. Практическое применение производной. Свойства и график функции
Применение производной для исследования свойств функции (монотонность, экстремумы, наибольшее и наименьшее значения) и построения...

Методическая разработка на тему: «Практическое применение экономических знаний» iconРазработка урока по теме: "Решение задач на применение признаков равенства треугольников". Геометрия, 7-й класс Тема урока: "Решение задач на применение признаков равенства треугольников"
Методическая разработка урока по теме: "Решение задач на применение признаков равенства треугольников". Геометрия, 7-й класс

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы