Роль семьи в формировании личности ребёнка icon

Роль семьи в формировании личности ребёнка




Скачать 78.63 Kb.
НазваниеРоль семьи в формировании личности ребёнка
Дата конвертации30.01.2014
Размер78.63 Kb.
ТипДокументы
источник

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Родительское собрание

Цель: выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.

Оформление:

  1. На доске (или стенде) представлены вопросы анкет и теста (см. по тексту).

  2. На столах чистые листы, ручки.

  3. На доске записи (или плакаты):

- «Наши дети - это наша старость; плохое воспитание - это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А. С. Макаренко);

  • «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого» (Э. Кант).

Ход собрания

1 Информационная часть.

Учитель. Семья - колыбель духовного рождения чело­века. Многообразие отношений между ее членами, обна­женность и непосредственность чувств, которые они пита­ют друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ре­бенка - все это создает благоприятную среду для эмоци­онального и нравственного формирования личности.

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни ма­ленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ре­бенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополуч­ным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ва­ших детях, о том, какую роль играют семья и школа в их воспитании, так как семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вы­растить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, де­лясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто имен­но в школе у ребенка появляется шанс для самовыраже­ния, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветитель­ские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет кон­курировать с семьей. Именно семья является самым мощ­ным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрос­лых, объясняются ошибками семейного воспитания, глав­ные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка -чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их [детей]». Есть много разновид­ностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: лю­бовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

Уважаемые родители! Прежде, чем я раскрою смысл каж­дого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини-анкету, вопросы которой записаны на доске. За время собрания дайте, пожалуйста, ответы на эти вопросы, и если где-то столкнетесь с несоответствием между желани­ем и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.


Вопросы мини-анкеты для родителей:

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

  2. С каким лицом чаще всего ваш ребенок общается с вами?

3. Каким, по-вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?



Учитель. Вернемся к тем недостаткам, которые встре­чаются в воспитании.

Любовь умиления - самое печальное, что можно пред­ставить себе в отношениях родителей и детей. Это ин­стинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он при­носит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской люб­ви - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представле­ние о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков ма­ленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Роди­тельская власть должна не подавлять волю ребенка, а по­ощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то пытается сде­лать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской люб­ви - любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех матери­альных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделен­ное забором от общественных обязанностей. Если в та­кой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пус­тоты, убожества. Они живут среди людей и не знают лю­дей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы зна­ем, какую жестокую школу воспитания проходили мальчи­ки в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, му­жественных, бесстрастных и беспощадных воинов. Или ин­дейские племена, где четырехлетних мальчиков отправля­ли на двенадцать лет в другой лагерь, в котором их учили всем премудростям жизни, воспитывая отважных воинов, охотников, следопытов. Индейцы считали, что у воинов должно быть суровое сердце, холодный рассудок, твердая рука, и потому мальчики должны были расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни племен, их постоян­ной борьбой с природой и врагами за выживание.

Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения.

Сейчас я предоставлю вам возможность взглянуть на не­которые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами.

2. Практическая часть. Анкетирование.

Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты от­ветов: практически всегда, иногда, почти никогда):

  1. Родители меня во всем поддерживают.

  2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

  3. Мне бывает трудно дома.

4.Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.

5.Меня во многом ограничивают.


6. Родители всегда считаются с тем, что бы мне хо­телось иметь из одежды, с другими моими нуждами.

  1. Мне дают карманные деньги.

  2. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

  3. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

Учитель. Уважаемые родители! Ваша задача - попро­бовать поставить себя на место вашего собственного ре­бенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами.

С помощью родителей у ребенка постоянно закладыва­ются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. О взаимоотношениях в семье, о поощре­ниях и наказаниях, о доброте и честности, поведем мы разговор в микрогруппах.


^ Работа в микрогруппах, выступления родителей.


3. Заключительное слово.

Учитель. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от оши­бок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши по­ступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели. Они видят наши па­дения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? И в заключение нашего собрания я предлагаю вам тест-игру «Какой вы родитель?».


Тест для родителей. Говорите ли вы ребенку следующие фразы?

  1. Сколько раз тебе повторять?

  2. Посоветуй мне, пожалуйста.

  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!

  4. И в кого ты такой уродился?

  5. Какие у тебя замечательные друзья!

  6. Ну на кого ты похож?!

  7. Вот я в твое время...

  8. Ты моя опора и помощник!

  9. Ну что за друзья у тебя?

  10. О чем ты только думаешь?

11.Какой ты у меня умница!

12.А как ты считаешь, сынок (доченька)?

13.У всех дети, как дети, а ты...

14.Какой ты у меня сообразительный!


Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 - «нет»; 2, 3, 5, 8, 11, 12, 14-«да».


Результаты теста:

  1. Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

  2. Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

  3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

  4. Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.


Подведение итогов родительского собрания. Выводы:

  1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

  1. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.

  2. Не применять к детям физических мер воздействия




Похожие:

Роль семьи в формировании личности ребёнка iconПсихологическое здоровье ребёнка. Роль семьи в формировании личности школьника
Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Вот почему так важно знать, насколько успешно умеем мы справляться...
Роль семьи в формировании личности ребёнка iconРоль семьи в формировании личности ребёнка
Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или...
Роль семьи в формировании личности ребёнка iconТема: Психологическое здоровье ребёнка. Роль семьи в формировании личности школьника
Нькое общество, и ей также свойственны стадии развития, которые сопровождаются соответствующими психологическими процессами и проявлениями....
Роль семьи в формировании личности ребёнка iconДиректор школы : Закиева Г. З
Проведение родительского собрания «Итоги года семьи. Роль Спорта в формировании личности»
Роль семьи в формировании личности ребёнка iconРоль семьи в коммуникативном развитии ребенка
Роль об­щения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе ком­муникации, поэтому необходимо...
Роль семьи в формировании личности ребёнка iconТемы родительских собраний. Общешкольные собрания – родительский лекторий: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
«Семья как фактор социализации личности. Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
Роль семьи в формировании личности ребёнка iconПроект «содружество» (Технология взаимосвязи семьи и школы партнерство) Цель проекта
Создание программы коррекции семейного воспитания, интеграция воспитательных усилий семьи и школы, просвещение их компетентности...
Роль семьи в формировании личности ребёнка iconРодительское собрание «Роль семьи в формировании личности» Ход собрания На доске В. А. Сухомлинский
«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их»
Роль семьи в формировании личности ребёнка iconЭто интересно роль отца в воспитании ребенка
Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном...
Роль семьи в формировании личности ребёнка icon«Роль кино в формировании личности ребенка (из опыта организации воспитательной работы с учащимися начальных классов)» на Всероссийском педагогическом форуме «Педагогический Олимп» Общероссийской организации Малая академия наук «Интеллект будущего» в рамках программы Интеллектуально-творческий потен
Всероссийском педагогическом форуме «Педагогический Олимп» Общероссийской организации Малая академия наук «Интеллект будущего» в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы