Поговорим о самочувствии ребенка в школе icon

Поговорим о самочувствии ребенка в школе




Скачать 41.64 Kb.
НазваниеПоговорим о самочувствии ребенка в школе
Дата конвертации10.04.2013
Размер41.64 Kb.
ТипДокументы
источник

Поговорим о самочувствии ребенка в школе

Сейчас в обществе много говорят и пишут о школе, спорят о ее влиянии на ученика, о том, что она может и должна... Так как же все-таки школа влияет на ребенка? И в чем это влияние проявляется?

В силу своих профессиональных обязанностей школьный психолог занимается изучением этого самого влияния: диагностика - обязательный пункт в плане работы. И сегодня мне хотелось бы порассуждать о самочувствии ребенка.

Самочувствие - система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности. Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания).

От того, хорошее оно или не очень, зависит и настроение, и то, как день сложится. Учащимся начальной школы был задан вопрос: «Оцените свое самочувствие в школе» в баллах от 0 до 5.

Самое интересное узнать в каком классе самочувствие самое хорошее, а в каком плохое? И наконец, главный для учителя вопрос: что с этим делать?

Итоги опроса представлены на диаграмме 1

Диаграмма 1




Как видно из диаграммы произошло снижение самочувствия от 1-го класса к 4-му. Очевидно, что снижение самочувствия подчинено некоторому внутреннему психологическому ритму. У учащихся 1 класса идет адаптация к школе, что проявилось в некотором снижении самочувствия и повышенной чувствительности к перегрузкам (физическим, психологическим, эмоциональным). Именно поэтому учащиеся 1 класса требуют особенно пристального внимания, как со стороны учителя, психолога (мотивация, учет факторов здоровья), так и со стороны родителей (контроль, поддержка, режим дня, поддержание уровня здоровья

Кроме того, постоянно возрастающий от класса к классу уровень требований к школьникам создает условия для переутомления, психологической усталости и, как следствие, снижает эмоциональный фон учащихся.

4-ый класс отличается сильными и активными учениками, они активно участвуют во всех школьных мероприятиях, готовят театральные постановки, выступают с исследовательскими работами, принимают участие в различных всероссийских конкурсах. Оказалось, что ребята испытывают чувство тревоги, потребность защиты, страх несоответствия ожиданиям родителей. Это подтвердили рисунки ребят на тему «Несуществующее животное».

На вопрос твой любимый день недели многие учащиеся отвечают суббота и воскресенье т.к. это выходной. Это может свидетельствовать о переутомлении.

А что же школа? Может, она специально издевается над своими учениками, запугивает их, терроризирует? В том-то и дело, что школа желает дать детям все лучшее, максимально полно снабжает их самыми качественными знаниями, развивает их способности, предоставляет им максимум возможностей для реализации, т.е. честно выполняет все функции, возложенные на нее обществом в свете последних школьных реформ образования.

В ходе работы по изучению самочувствия школьников, интересно было узнать, что оказывает на него влияние. С этой целью ученикам предлагалось ответить на вопрос «От чего зависит твое самочувствие в школе в первую очередь?».

Рейтинг факторов выглядит следующим образом:

1) оценка;

2) уроки;

3) отношения в классе с ребятами;

4) самочувствие, состояние здоровья

5) отношение учителя к ученику;

6) готовность к уроку, объем домашнего задания;

Отсюда видно, что в основном самочувствие школьников зависит от учителей, их профессионализма и той нагрузки, которую предлагает школа в течение рабочего дня.

Особое значение психологи придают хорошим отношениям в классном коллективе. Это то, что весьма сильно влияет на формирование ощущения комфортности школьной среды. Поэтому перед классными руководителями встают следующие педагогические задачи:

1) совершенствовать приемы мотивации и стимулирования учащихся;

2) учить детей конструктивному общению;

3) создавать в классе благоприятную атмосферу, способствующую сплочению коллектива.

В ходе опроса выяснилось, что самочувствие ребенка в большинстве случаев зависит от настроения других людей, чем от собственного настроения (мое самочувствие зависит от одноклассников; от учителей; от атмосферы в классе; от понимания родителей). Поэтому учителя начальной школы, психолог работают над созданием благоприятного психологического климата в классных коллективах.

Исходя из результатов исследования факторов, влияющих на самочувствие ребенка видно, что именно оценка является наиболее весомым фактором.

Оценка есть результат способностей и труда, вкладываемого школьниками в достижение желаемой цели. Поэтому, с одной стороны, этот труд должен быть посильным, а с другой - осознанным: ребенок должен видеть, что для получения хорошей оценки необходимо трудиться.

Поэтому умение мотивировать - резерв педагогического воздействия школы на своих учеников. К сожалению, сегодня главнейшей мотивирующей силой в школе является отметка, т.е. в классификации видов мотивации - внешняя мотивация.

Таким образом, можно сказать, что самочувствие в школе - это эмоциональная категория, и зависит оно в первую очередь от того, с какими эмоциями дети сталкиваются в школе: каковы их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, является ли учебный материал эмоционально окрашенным.

В школе наиболее значимым для учащихся являются следующие категории:

1) уроки (их количество и качество, уровень сложности, наличие контрольных работ, подача материала);

2) домашние задания (их количество);

З) отметки (как выражение степени успешности ученика в школе, показатель его трудолюбия);

4) собственное настроение, здоровье, т.е. психофизиологический комфорт ребенка.

Уделяя должное внимание этим категориям, можно влиять на комфортность обучающей среды. Вот почему логично и правомерно уделять внимание прежде всего качеству урока, методике преподавания. Взаимоотношения учителя и ученика, для улучшения комфортности обучающей среды, должны строиться по законам общения. В этом случае будет формироваться позитивный и развивающий стиль общения, ориентированный на создание ситуации успеха для учащихся.

Если вы захотите выявить тенденции, имеющие место в вашей школе или в конкретном классе, то задайте своим ученикам вопрос об их самочувствии и внимательно посмотрите ответы.

Итак, напомню инструкцию: «Оцените свое самочувствие в школе по шкале 0 1 2 3 4 5».




Похожие:

Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconЕсли ребенка обижают в школе
Это фактически первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь. И это первые серьезные трудности, которые придется преодолевать ребенку....
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconПоговорим о здоровье вашего ребенка????
...
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconЧто должна включать подготовка ребёнка к школе?
Закрепляйте положительное отношение ребёнка к школе. Поделитесь своими (положительными!) воспоминаниями о вашей школьной жизни. Никогда...
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconРекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты Надо ли обучать дошкольника грамоте? Поговорим о необходимости обучения дошкольников грамоте. Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему будет неинтересно учиться»
Поговорим о необходимости обучения дошкольников грамоте. Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему будет...
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconДокументи
1. /Родительское собрание. Поговорим о правах ребёнка..doc
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconКак подготовить ребенка к школе
Многие родители считают, что подготовить ребенка к школе – значит научить его читать, писать, считать. Однако, не зная современных...
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconПсихологическая подготовка ребенка к школе
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической, подготовки
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconПраздник красоты ведущий Сегодня мы поговорим с вами, наверное, о самом важном в жизни каждого человека – о красоте
Ведущий Мы поговорим и красоте окружающего нас мира, о красоте человеческой души
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconРазвитие мелкой моторики руки ребенка как условие успешного овладения навыками письма в школе
В настоящее время не подлежит сомнению необходимость целенаправленной подготовки детей к обучению в школе. Среди компонентов готовности...
Поговорим о самочувствии ребенка в школе iconПсихологическая готовность ребенка к обучению в школе
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы