Лебедева Г. П., учитель начальных классов icon

Лебедева Г. П., учитель начальных классов




Скачать 53.11 Kb.
НазваниеЛебедева Г. П., учитель начальных классов
Дата конвертации09.05.2013
Размер53.11 Kb.
ТипДокументы
источник




Лебедева Г.П.,

учитель начальных классов

МБОУ лицея № 6


Формирование учебно-логических умений младших школьников

в рамках реализации ФГОС.


Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать совершенствоваться –

вот единственный курс учительской жизни

К.Д.Ушинский


Современные федеральные государственные образовательные стандарты провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Сами разработчики стандарта признают: «Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», программа Н.В.Бабкиной «Радость познания», Л. Тихомировой «Развитие творческих способностей младших школьников», «Программа формирования общеучебных умений» С.Г. Воровщикова и Д.В. Татьянченко.

Так что к работе по новому стандарту я была в какой-то мере подготовлена. Собственный опыт и предопределил осознанный подход к требованиям нового стандарта.

В стандартах универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; общепознавательные, включая общеучебные, логические, постановка и решение проблем; коммуникативные действия. Из числа всех универсальных учебных действий для более детальной проработки я выбрала одну из составляющих учебно-познавательных УУД – универсальные логические действия. Почему?

Во-первых, анализ современных учебников по математике И.М. Аргинской, И.Б.Истоминой, Л.Г. Петерсон, А,Л, Чекина и др., сделанный учеными по результатам исследований, показал, что большинство из них содержат задания, направленные на развитие логического мышления школьника, но они не носят системного характера, используются в качестве необязательного материала. Часть заданий уже предполагает наличие у ребенка сформированных логических операций. Кроме того, почти все задания в этих учебниках представлены в виде текстовых заданий, а это усложняет ребенку выполнение, т.к. мышление школьников все еще остается наглядно-образным.

Во-вторых, совершенствование других УУД в первую очередь определяется усложнением алгоритмов и нормативных требований к учебной деятельности. Универсальные логические учебные действия и в начальной, и в основной школе осуществляются по одному и тому же алгоритму, лишь возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.

В-третьих, многолетние наблюдения педагогов и исследователей убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах, в старших обычно переходит в разряд неуспевающих.

Опыт работы убедил меня в том, что формирование УУД надо поднять до теоретического уровня, т.е. разъяснять способы логических действий. Ошибочно думать, что эти действия усваиваются учащимися в полном объеме на основе предметных знаний. Это стихийный путь развития УУД.

В процессе работы у меня сложилось три подхода к формированию учебно-логических умений:

- изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает обязательную разработку целостного учебно-методического комплекта;

- усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных учебных предметов;

- гармоничное сочетание первого и второго подходов.

Считаю, что наиболее перспективным является третий подход. В качестве педагогического инструмента развития логического умения я выбрала ежедневное проведение логических пятиминуток, выступающих в роли своеобразного логического тренажера для учащихся 1-4 классов.

Применяю в работе стартовые, вводные, инструктивные, тренировочные, мониторинговые, финишные логические пятиминутки, которые имеют следующее назначение:

  • стартовая пятиминутка объясняет учащимся что, зачем и как будет изучаться;
    финишная пятиминутка побуждает детей к осмыслению проделанной в течение учебного года совместной работы;

  • вводные пятиминутки открывают изучение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся;

  • инструктивные пятиминутки предоставляют учащимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения. Без данной группы «пятиминуток» все остальные «пятиминутки», по большому счету, теряют смысл;

  • тренинговые пятиминутки последовательно формируют и развивают отдельные учебно-логические умения в соответствии с классификацией общеучебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство пятиминуток;

  • мониторинговые пятиминутки направлены в первую очередь на изучение сформированности ключевых учебно-логических умений. Роль этих «пятиминуток» могут выполнить тренинговые пятиминутки, когда учитель воочию убеждается, что со всеми заданиями учащиеся успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений.

Посредством «пятиминуток» формируется и развивается конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которыми ученик будет способен анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. Ведь для того чтобы изучить строение самолета, надо сначала подробно ознакомиться с каждой его частью в отдельности. Но для полного и глубокого понимания значения и роли каждой части машины одного анализа мало. Самолет – это механизм, в котором части действуют как одно целое. Это требует изучения составных частей самолета во взаимодействии. Следовательно, необходимо восстановить посредством синтеза расчлененное анализом целое.

Содержание «пятиминуток» должно включать не только учебное содержание математики, русского языка, природоведения, но и эмпирический материал, взятый из повседневной жизни учащимся - их увлечения, игры, моды. Благодаря этой форме обучения дети должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь. Учитель постоянно должен подчеркивать важность познавательной составляющей пятиминуток, демонстрировать прикладной аспект сформированных умений и в учении, и в повседневной жизни ребят. И в то же время формат «пятиминуток» исключает «организационную жесткость» комбинированного урока, так традиционно привычного для учащихся начальной школы.

Таким образом, логические пятиминутки, которые формируют учебно-логические умения посредством разнообразных, постоянно обновляемых заданий, должны стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений учащихся как одного из приоритетных компонентов учебно-познавательной компетенции.

Проведение логические пятиминуток как малой формы организации целенаправленного развития универсальных логических действий, позволяют мне, выстраивая работу с учащимися, не изменять учебный план, не увеличивать нагрузку на детей. Неизменным достоинством данной технологии является еще и то, что пятиминутки не требуют разработки и утверждения программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.




Похожие:

Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconПавлова Ирина Геннадьевна учитель начальных классов; Новоселковская начальная школа Меньшакова Елена Петровна учитель начальных классов 1 тур конкурс
Альшеевская средняя общеобразовательная школа – Ашкерова Галина Валериановна – учитель химии и биологии
Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconПрезентацию подготовили: Рябцева Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов Сафронова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconАглиулина Людмила Евгеньевна учитель начальных классов Павлова Екатерина Юрьевна- учитель начальных классов Громова Елена Сергеевна учитель географии пояснительная записка образовательная программа
Москва «Просвещение» 2010 год, 2-е издание, переработанное; умк «Перспектива»; Устава школы; норм СанПиНа
Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconИ. А. учитель начальных классов Колодина В. В. учитель начальных классов (1 категория) (2 категория) Рассказ
Панова И. А. учитель начальных классов Колодина В. В. учитель начальных классов
Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconЛомова Людмила Александровна, учитель начальных классов моу сош №14, руководитель гмо учителей начальных классов Выступление на курсах повышения квалификации учителей начальных классов по теме
«Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе»
Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconУрок математики в начальных классах (2а2б) (2 этаж, кабинет начальных классов) Тотолина И. Ю. (учитель начальных классов)
«Дыхательная система по Г. Стрельниковой – залог долголетия» педагог по лфк ушакова И. А. (актовый зал)
Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconВ оргкомитет районного конкурса «Педагогический дебют»
«учитель начальных классов» и Челябинский государственный педагогический университет (2007 год) по специальности «Учитель начальных...
Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconДолжность: учитель начальных классов. Должность: учитель начальных классов
Детям, как дерев-цам всегда нужна прочная опора родительской помощи, любви, соучастия
Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconПедагогическое творчество как условие выживания школы. Автор доклада на городском семинаре учителей начальных классов учитель начальных классов, заместитель директора по увр в начальных классах моу лицея №14 Кривоносова С. С
Автор доклада на городском семинаре учителей начальных классов учитель начальных классов, заместитель директора по увр в начальных...
Лебедева Г. П., учитель начальных классов iconНиколаева Александра Ивановна
Ивановна –учитель начальных классов. Родилась в 1916 году в деревне Ходяково Аликовского района в крестьянской семье. С 1936 по 1938...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы