Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» icon

Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана»




Скачать 93.43 Kb.
НазваниеЦели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана»
Дата конвертации01.05.2013
Размер93.43 Kb.
ТипУрок
источник

ТИХИЙ ОКЕАН.


Урок-исследование.


Цели:

1.Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана».

2.Развивающие- развитие географического мышления, устной речи, навыков чтения тематических карт; способности выделять главное из текста, анализировать ,делать выводы.

3.Воспитательные-воспитание чувства ответственности, умения работать в коллективе, повышение интереса к изучению предмета.


Оборудование: карточки с заданиями, контурные и тематические карты, иллюстрации (рисунки учащихся). На доске тема урока –задание, по составлению лоции Тихого океана


Правила:

1.Команды разных уровней подготовки (формирует учитель)

2.Очередность выступления определяется планом географического описания океана, который есть у каждой команды.

3.Если команда не знает ответа или неполно дала характеристику территории, то другая команда может ответить и увеличит количество баллов.

4.Работа оценивается учителем в конце урока.


^ ХОД УРОКА


1. ОРГАНИОЗАЦИННЫЙ МОМЕНТ.

2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.


Мировой океан, занимая 2/3 поверхности планеты, является самым крупным природным комплексом Земли. Природные комплексы- океан и суша- тесно связаны между собой.

-Какими? (^ Водо-, тепло-. Газообменом; мировым круговротом воды в природе; свойством воды нагреваться и остывать медленнее суши.)

-Какие океаны?( Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

-Что называют океаном и по каким признакам океаны отличаются друг от друга?(^ Океан-часть Мирового океана, обособленная материками ,обладающая вследствие этого определенным природным единством. Признаки отличия: температурный и ледовый режимы, соленость, самостоятельная система ветров и течений, характерные приливы и отливы, специфический рельеф дна, определенные донные отложения, природные ресурсы…)


^ ТЕМА УРОКА- «ТИХИЙ ОКЕАН»

Цель урока: доказать на примере Тихого океана, что океан является огромным природным комплексом, в котором все компоненты взаимосвязаны, а также выявить особенности природы изучаемого объекта.


-Для работы по данной теме предлагаю объединиться в группы. Каждая группа получит карточки с заданиями и будет рассматривать отдельные компоненты Тихого океана, а в конце урока подведем итог и составим опорный конспект.


Для работы в группах вам даны инструкции:

  1. Изучить карточки с заданиями.

  2. Решать в группе, кто на какой вопрос отвечает, распределить задания.

  3. Выполнить задания:

а) индивидуально или группой подобрать материал( используя текст учебника, дополнительную литературу, тематические карты атласа)

б) каждый ученик отвечает по своему подвопросу;

в) после выступления всех представителей группы учащиеся этой или другой группы могут дополнить ответ, что также оценивается учителем.


^ КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ.

1.группа: название,границы,размеры.

2.группа: географическое положение.Берега, моря, острова и их происхождение.

3.группа: особенности рельефа дна.

4.группа: климат.

5.группа: свойства вды, течения.

6.группа: органический мир океана.

7.группа: взаимодействие океана с прилегающими частями суши.

8.группа: природные комплексы (пояса).

9.группа: хозяйственное использование океана.

(уровень сложности возрастает от первой к последующей карточке)


^ ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.


1 КАРТОЧКА.

Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам мысов: м.Горн между Тихим и Атлантическим, мыс Южный между Индийским и Тихим океанами, по Берингову поливу проходит граница между Тихим и Северным Ледовитым.

Площадь Тихого океана составляет 179,4 млн.кв..км.Тихий океан занимает более1/3 поверхности планеты и почти 50% Мирового океана. Площадь океана больше площадей материков или других океанов.


2 КАРТОЧКА

Тихий океан расположен во всех полушариях Земли, между материками Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке и Антарктидой на юге. Океан имеет овальное очертание, несколько вытянутое с северо-запада на юго-восток и наиболее широкое между тропиками. Его береговая линия относительно прямолинейна у берегов Сев. И Юж. Америки и сильно расчленена у берегов Евразии. В состав Тихого океана входит ряд окраинных морей Восточной и Юго-Восточной Азии( Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское)и Тасманово, Коралловое море у северо-восточных берегов Австралии. Среди морей есть шельфовые, глубина которых не превышает 100м. Некоторые моря лежат в зоне взаимодействия литосферных плит.

Тихий океан изобилует островами, их более 10 тыс. Наиболее крупные острова и архипелаги: о.Сахалин, Японские о-ва, Филиппинские о-ва, Большие Зондские о-ва, Новая-Зеландия. В Тихом океане огромное количество островов вулканического и кораллового происхождения.


3 КАРТОЧКА.

Тихий океан самый глубокий (4028м-средняя,11022-наибольшая).Рельеф его дна сложный. Тихий океан-единственный, лежащий почти целиком в пределах океанической литосферной плиты, которая взаимодействует с другими плитами. К зонам взаимодействия приурочены глубоководные желоба и островные дуги. С системой глубоководных желобов и горных сооружений на материках и островах, окружающий океан, связана почти непрерывная цепь действующих вулканов, образующих Тихоокеанское «огненное кольцо».

В этой зоне часты также наземные и подводные землетрясения, вызывающие волны цунами.

Шельф занимает относительно небольшую площадь. У берегов Северной и Южной Америки его ширина не превышает десятков километров, а у берегов Евразии она измеряет сотнями километров. Крупные поднятия, отдельные горы и хребты разделяют ложе океана на котловины. На Юге-востоке расположено Восточно-Тихоокеаническое поднятие.

Ученными были исследованы термальных источники Калифорнийского залива .Из жерла таких источников выливались 350-градусные растворы. С помощью специальных приборов удалось взять пробы горячих растворов, газов и минералов и установить, что процессы образования полезных ископаемых происходит сейчас по всему Тихоокеанскому поднятию.


4 КАРТОЧКА

Тихий океан расположен почти во всех климатических поясах. Большая часть его находится в экваториальном, субэкваториальном, тропических поясах. Температура воздуха над этими акваториями весь год +16…+24.С. На севере океана зимой она опускается ниже 0.С, близ берегов Антарктиды такая температура держится и в летние месяцы. В тропических широтах над океаном господствуют пассаты. В умеренных широтах над океаном преобладают западные ветры, а у берегов Евразии –муссоны. Над океаном часты сильные ветры-штормы тайфуны. Название «Тихий» океан получил ошибочно, во время Ф.Магелана. Путешественник пересек океан близ экватора при исключительно благоприятных погодных условиях, ни разу не встретив шторма.

Максимальное количество осадков (3000 мм.) выпадает в западной части экваториального пояса, минимальное- в восточных районах (100мм.)


5 КАРТОЧКА

В океане образуются все типы поверхностных водных масс, кроме арктических. Из-за большой площади океана между тропиками его поверхностные воды теплее, чем в других океанах. Среднегодовая температура вод между тропиками +19 C, близ экватора +25….+29 C, у Антарктиды она понижается до

-1 С. От холодного Северного ледовитого океана Тихий отделён сушей. Осадки выпадающие над океаном, в целом преобладают над испарением. Западная

часть океана, в целом преобладают над испарением. Западная часть океана получает много речных вод (Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг), поэтому соленость

поверхностных вод Тихого океана чуть ниже, чем в Атлантическом. Ледовые явления в северной части океана и в субантарктическом поясе носят сезонный

характер. Льды Северного Ледовитого океана не выносятся через Берингов пролив. Льды окраинных северных морей в большинстве своем тают к концу лета. В южной же части океана, как и в Индийском, границей продвижения айсбергов на север служат 40 ю.ш.

Так как океан сильно вытянут с запада на восток, в нем преобладают широтные потоки вод. В океане образуются два огромных кольца движения вод. Северное кольцо включает Северное Пассатное, Куросио, Северо-тихоокеанское и Калифорнийское тречения; Южное-Южное Пассатное, Восточно-Австралийское, течение Западных ветров и Перуанское течение.

Они оказывают существенное влияние на перераспределение тепла в океане, на природу прилегающей суши. Например, пассатные течения отгоняют теплую воду от западных тропических берегов материков к восточным, поэтому в низких широтах западная часть океана существенно теплее восточной. В средних и высоких широтах- наоборот, восточные части океана теплее западных.

Одной из своеобразных особенностей Тихого океана являются одиночные волны-цунами ,которые, в отличии от ветровых волн, захватывают всю толщу воды. Проходя с огромной скоростью (1000км.),они остаются почти незаметными в открытом океане, так как имеют высоту всего 0,5-1,0 м, но при подходе к мелководью их высота увеличивается до десятков метров.

Ежегодно обрушиваются на Японию, Филиппины и другие о-ва Тихого океана. Диаметр тайфуна колеблется от 200 до 1800 км, в его центре часто бывает даже ясная погода, в то время как на периферии идут ливневые дожди, дуют ураганные ветры.


6 КАРТОЧКА

ПО числу видов и биомассе органический мир Тихого океана богаче, чем в других океанах. Это обьясняется его размерами, разнообразием природных условий. Многие особенности фауны Тихого океана свидетельствуют о ее глубокой древности. В глубоководных желобах обнаружен неизвестный ранее тип животных-погонофоры. Особенно богата органическая жизнь в тропических широтах. Для северной части океана характерны разнообразные виды лососевых рыб. Вылов рыбы в океане составляет более 45% мировой добычи. Главные районы промысла- это области взаимодействия теплых и холодных вод,шельфовые районы на западе океана и районы подьема глубинных вод у берегов Америки.


7 КАРТОЧКА

В северо-западных частях океана действуют муссонные и приливно- отливные течения. Летом юго-восточный муссон несет влажный океанический воздух на прилегающие части Евразии и острова (в Пенжинской губе Охотского моря высота приливной волны достигает 13 м.) Зимой с материка дует холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана, часть покрывается льдом.


8 КАРТОЧКА

В Тихом океане есть все природные пояса, кроме северного полярного.

Северный субполярный пояс занимает небольшую часть Берингова и Охотского морей. В этом поясе происходит интенсивная циркуляция вод, поэтому они богаты рыбой.

Северный умеренный пояс занимает обширные акватории. Для него характерно взаимодействие тёплых и холодных водных масс. Воды пояса богаты кислородом, что способствует развитию жизни. На западе формируются аквальный комплекс Японского моря, отличающейся большим видовым разнообразием организмов.

Северный субтропический пояс в Тихом океане выражен не так чётко, как умеренный. Западная часть пояса тёплая, восточная – холодная. Воды слабо перемешивается, синие, количество планктона и рыб невелико.

Северный тропический пояс формируются под влиянием мощного Северного Пассатного течения. В этом поясе расположено множество одиночных

Островов и архипелагов. В целом продуктивность его вод невелика, но у подводных возвышенностей и островов, где усиливается вертикальное движение

вод, появляются скопления рыб.

В экваториальном поясе наблюдаются сложное взаимодействий различных течений.

На границах потоков вихри и круговороты способствуют подъему вод, возрастает их биологическая продуктивность. Наиболее богаты жизнью комплексы

шельфов у Западных о островов и у берегов Северо-Восточной Австралии, а также аквальные комплексы коралловых рифов.

В южном полушарии формируются те же природные пояса, что и в северном. Однако они отличаются некоторыми свойствами водных масс и составом организмов. Например, в водах субантарктического и антарктического поясов обитают нототенивые и белокровные рыбы. В южном тропическом поясе, близ берегов Ю.Америки между 4 и 23 ю.ш. формируется особый аквальный комплекс. Это один из самых продуктивных районов всего Мирового океана.


9 КАРТОЧКА

Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран и народов. Океан и его моря омывают побережья континентов, на которых расположено более 30 прибрежных государств с общим населением около 2 млрд человек.

1.Биологические ресурсы. занимает 1 место в мире по добыче рыбы, морепродуктов. Основные районы- северо-западный, западный, юго-восточный.

2.Судоходство. Морские пути океана отличаются наибольшей протяженностью. Многие судоходные трассы пролегают вдоль морских побережий, но осуществляются также и перевозки между северной Америкой, Азией. Важными центрами пересечения этих морских путей служат Гавайи и остров Таити.

3.Энергетический ресурсы тихоокеанских вод велики и разнообразны, но используются пока слабо.Нефть на шельфе Ю. и С. Америки ; каменного угля у берегов Японии, Н.Зеландии, Австралии.

4.Промышленное опреснение морской воды в США и Японии.

5.Морские соляные промыслы. Из морской воды добывают поваренную и каменную соль, магний, бром. Этот промысел развит в Японии, Китае, на Филиппинах.

Хозяйственная Деятельность привела в последние годы к сильному загрязнению акватории океана, истощились запасы рыб, китов и других животных.


^ ИТОГ УРОКА

(учащиеся записывают в тетради)


1.Тихий океан-самый большой по площади (занимает 1/3 поверхности планеты и 50% Мирового океана),расположен во всех четырех полушариях Земли, имеет древнюю котловину. Самый глубокий океан (3980м.)

2.Характерны частые движения земной коры на дне океана.

3.Шельфовая зона занимает минимальную площадь.

4. В океане обилие островов (10 тыс.)

5.В Тихом океане находится большая часть глубоководных желоблв с глубинами более 5 тыс. м., в том числе самый глубокий Марианский-11022м., а также самый длинный желоб Алеутский протяженностью 3570 км.

6.Самый теплый океан.

7.Океан в целом наиболее разнообразен по природным условиям.




Похожие:

Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconТема: Умножение одночлена на многочлен
Цели: образовательные: повторение, обобщение и систематизация материала темы, контроль усвоения знаний и умений учащихся
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconИнструкция по разработке конспекта урока (учебного занятия, внеклассного мероприятия)
При разработке конспекта урока педагогический работник должен связать его с освоением новой темы, нового учебного материала
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconУрок алгебры в 7 классе учитель Колотов В. В. Тема: Умножение одночлена на многочлен
Цели: образовательные: повторение, обобщение и систематизация материала темы, контроль усвоения знаний и умений учащихся
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconМировой океан Задачи на урок
Мировом океане выяснить роль океана в формировании природы Земли вспомнить основные свойства Мирового океана изучить особенности...
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconРазработка рабочих листов. Рекомендации
В зависимости от типа урока (изучение нового материала, закрепление изученного материала, обобщающее повторение, решение задач) при...
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconКолодец, колодец
...
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconПовторяем географическое положение России
Назовите моря: Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Атлантического океана. Напишите определения географических терминов
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconУчебник И. Л. Бим, Л. В. Садомовой «Немецкий язык, 5 класс», Москва, «Просвещение», 2007 год
Цель урока: создать условия для активизации и обобщения полученных знаний, умений и навыков при изучении темы «Город» и грамматического...
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconРешение уравнений. Тип урока : урок- сказка
...
Цели: Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного конспекта «Лоция Тихого океана» iconСвойства функций и их графики Цели урока
Организовать работу учащихся по указанным темам на уровне, соответствующем уровню уже сформированных у них знаний. Повторение теоретического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы