Элективный курс Информационные системы и модели icon

Элективный курс Информационные системы и модели




Скачать 77.37 Kb.
НазваниеЭлективный курс Информационные системы и модели
Кошкина Юлия Егоровна
Дата конвертации01.05.2013
Размер77.37 Kb.
ТипЭлективный курс
источник

Управление образования администрации г.Новочебоксарска

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №12" г.Новочебоксарска


Элективный курс

Информационные системы и модели


Автор: Кошкина Юлия Егоровна, учитель информатики I квалификационной категории


г. Новочебоксарск, 2006 г.

Место курса в образовательном процессе

Признание того, что информатика — один из центральных компонентов общего образования, повышает её роль в школьном образовании. Такое понимание места информатики в общеобразовательном процессе ориентирует школу не на выработку у школьников умения работать на компьютере, а на формирование новых способов мышления, понимания, рефлексии и деятельности. Известно, что мышление учащихся эффективно развивается в условиях самоорганизации и саморазвития личности. Выдвигая личностнозначимые цели и определяя пути их достижения, школьники без особых усилий преодолевают интеллектуальные трудности, демонстрируют «всплеск» мышления. Иными словами, учащиеся могут развиваться в процессе обучения, если оно личностно значимо.

Программа элективного курса «Информационные системы и модели» отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологии. Такое обучение затрагивает рефлексивно-личностную и рефлексивно-коммуникативную сферы школьников и способствует активному освоению основных понятий и принципов информатики.

Элективный курс «Информационные системы и модели» включается в школьный компонент учебного плана и является предметом по выбору для учащихся 10-го класса социально-экономического профиля. На изучение курса отводится 32 часа. Кроме того, что очень важно, активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создает предпосылки по применению освоенных приёмов работы с документами в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение IT-профессий, предусматривающих использование офисных технологий.

^ Концепция курса

Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции в рамках создания офисных документов.

Освоение методов (приёмов) и способов работы с базами данных и электронными таблицами осуществляется в процессе разработки документов на близкие учащимся темы. Такой подход гарантирует дальнюю мотивацию и высокую результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы создания баз данных и электронных таблиц являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы.

Цели изучения курса:

  • Дать представление о назначении информационных систем и баз данных;

  • Обучить основам работы с одной из реляционных СУБД;

  • Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных;

  • Познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы;

  • Обучить основным приемам работы с табличным процессором;

  • Научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц.

^ Методы обучения

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы.

Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Наряду с индивидуальной широко применяется и групповая работа, преимущественно в проектной форме. В задачи учителя входит создание условий для согласования понятий, которые будут использованы учащимися в конструировании авторских разработок. Выполнение проекта завершается защитой результата с последующей самооценкой.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение этой задачи обеспечено наличием в программе следующих элементов указанных компетенций:

  • социально-практической значимости компетенции (для чего необходимо уметь создавать, форматировать документы);

  • личностной значимости компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области офисных технологий);

  • перечня реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (документ, объект документа, компьютер, компьютерная программа и др.);

  • знаний, умений и навыков, относящихся к этим объектам;

  • способов деятельности по отношению к изучаемым объектам;

  • минимально необходимого опыта деятельности ученика в сфере указанных компетенций;

  • индикаторов — учебных и контрольно-оценочных заданий по определению компетентности ученика.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в электронном практикуме.

^ Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся.

В ходе обучения школьникам могут периодически предлагаться непродолжительные, рассчитанные на 5—10 минут, контрольные работы для проверки уровня освоения изученных способов действий. Кроме того, проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

^ Организация практической работы

Практические задания делятся на три типа:

  • задачи: теоретические задания для закрепления основных понятий;

  • упражнения: практические задания для работы в среде СУБД и электронных таблиц с целью отработки отдельных навыков;

  • индивидуальные работы: зачетные задания, требующие от учеников комплексного владения теоретическими знаниями и практическими навыками.

^ Планируемые результаты курса

В рамках курса учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД, информационная система, что такое реляционная база данных, ее элементы, типы и форматы полей;

  • знают структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы;

  • как табличный процессор работает с формулами и функциями;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую базу данных в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД;

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Состав учебно-методического комплекта

Аппаратное обеспечение:

  1. IBM PC-совместимый компьютер;

  2. Процессор не ниже Pentium-100 (рекомендуется PentiumII 300 или выше);

  3. Оперативная память не меньше 64 Мб (рекомендуется 256 Мб или больше).

Программное обеспечение:

  1. Операционная система: Windows 98, Windows Me, Windows 2000 или Windows XP;

  2. Пакет Microsoft Office 2000, ХР или 2003 (MS Word и MS PowerPoint).

    Тематическое планирование курса



    Тема

    Всего часов

    ^ Раздел 1. Моделирование и формализация

    5

    1. Модели объектов и процессов. Классификация моделей. Информационные модели.

    2

    2. Табличные информационные модели.

    1

    3. Основные этапы моделирования.

    1

    Контрольная работа №1.

    1

    Раздел 2. Технология хранения, поиска и сортировки информации.

    17

    1. Базы данных: основные понятия, типы данных, классификация. Структура и элементы реляционной базы данных.

    2

    2. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

    6

    3. Условия поиска и простые логические выражения.

    3

    4. Условия поиска и сложные логические выражения.

    3

    5. Сортировка, удаление и добавление записей.

    2

    Контрольная работа №2.

    1

    Раздел 3. Компьютерные презентации.

    10

    1. Компьютерные презентации с использованием мультимедиатехнологии.

    1

    2. Разработка презентации. Создание презентации с помощью Power Point.

    1

    3. Рисунки и графические примитивы на слайдах.

    1

    4. Выбор дизайна, редактирование и сортировка слайдов.

    2

    5. Использование анимации в презентации.

    2

    6. Интерактивная презентация.

    1

    Разработка и защита проекта.

    2



    Учебно-методический материал

    1. И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. Информационные системы и модели. Учебное пособие. – Москва, БИНОМ. – 2005г.

    2. И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. Информационные системы и модели. Практикум. – Москва, БИНОМ. – 2006г.

    3. И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. Информатика 11 класс. – Москва, БИНОМ. – 2003г.

4. Н.Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11. – Москва, БИНОМ. – 2003г

5. Информатика. Задачник-практикум. – Москва, БИНОМ. – 2003г.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Элективный курс Информационные системы и модели iconНа тему
Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...

Элективный курс Информационные системы и модели iconМатериальные и информационные модели
Все модели можно разбить на два больших класса: материальные модели и информационные модели

Элективный курс Информационные системы и модели iconВ. А. Ходаков моу воротынская средняя школа Перемышльского района Калужской области Предлагаемый элективный курс
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)

Элективный курс Информационные системы и модели iconЭлективный курс «Возможности текстового редактора»
Данный курс компенсирует ограниченные возможности базового курса информатики в удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей...

Элективный курс Информационные системы и модели iconЭлективный курс для учащихся 8 классов: актуальность; темы занятий
Данный элективный курс, учащиеся смогут решать задачи как

Элективный курс Информационные системы и модели iconЭлективный курс по русскому языку для учащихся 10 класса «От слова к тексту»
Данный элективный курс ставит перед собой следующие цели

Элективный курс Информационные системы и модели iconЭлективный курс по русскому языку. Учитель: Перфильева О. С. С термином морфология
Данный элективный курс также призван заинтересовать обучающихся гуманитарным направлением

Элективный курс Информационные системы и модели iconЭлективный курс по русскому языку Трудные вопросы морфологии. Составитель
Данный элективный курс также призван заинтересовать обучающихся гуманитарным направлением

Элективный курс Информационные системы и модели iconПротокол от " 29 " августа 2007 Элективный курс. «Дизайн технология»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов образовательной школы в рамках их предпрофильной подготовки

Элективный курс Информационные системы и модели iconЭлективный курс по алгебре и началам анализа для профильной подготовки
Данный элективный курс, школьники смогут на практике использовать задачи с параметрами в других содержательных линиях математики,...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы