Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» icon

Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления»




Скачать 244.4 Kb.
НазваниеТехнология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления»
Дата конвертации17.05.2014
Размер244.4 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Восточный»

Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе.


Работу выполнила: БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики.


2012г.

Оглавление

Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. 1

Оглавление 2

Заключение. 15




Введение

“Недостаточно иметь хороший ум, главное - правильно его использовать”.

Рене Декарт

“Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить”.

Эдис

В наше время известная мысль, что ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, завоевала широкое признание. Объем информации настолько возрос, что ничья индивидуальная память не способна его удержать. В современной школе назрела необходимость готовить творчески активную личность, которая заинтересована в самостоятельном поиске знания. Роль учителя в образовательном процессе изменилась, на первый план вышел ученик с собственным мнением и собственными суждениями, с открытостью новым идеям. Задача учителя сводится не только к тому, чтобы ученик приобрел определенный «багаж» знаний. Педагог должен научить школьника думать, открывать непознанное, экспериментировать, уметь отбирать наиболее важное, принципиальное в изучаемом материале, анализировать и приводить имеющиеся знания в систему. Необходимо создать специальные условия для развития творческих способностей учащихся. Если школьник с самого начала готовится к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известных проблем, то личность этого школьника будет развиваться не так, как личность ребенка, обучаемого в рамках репродуктивного метода.

Кроме того, учитель должен научить каждого ученика решать задачи.. Чтобы решать задачи по физике, нужно знать теоретические основы, владеть математическим аппаратом и умственными операциями поиска решения, знать, с чего начать и что делать в случае затруднений. Для этого необходимо привести все знания в систему, т. е. «переработать» информацию - это значит составить систему связанных между собой словесно-логических образных кодов.

В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические технологии, ориентированные не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, в рамках которых учащиеся смогут реализовать свои потенциальные возможности и способности. Одной из таких технологий является технология критического мышления.


^ Основная часть.


Технология критического мышления была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Меридитом и Ч. Темплом. Она известна в России с 1997г.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю

С точки зрения психологии, критическое мышление - это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д.Браус, Д.Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий которые увеличивают получение желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. В педагогике - это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт.

Цели технологии:

  • Формирование нового стиля мышления.

  • Развитие базовых качеств личности.

  • Развитие аналитического, критического мышления.

  • Формирование культуры чтения.

  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Формирование нового стиля мышления:

  • открытость;

  • гибкость;

  • рефлексивность;

  • осознание многозначности позиций и точек зрения;

  • альтернативность решений

Развитие базовых качеств личности:

  • умение ориентироваться в источниках информации;

  • умение пользоваться разными стратегиями чтения;

  • умение адекватно понимать прочитанное;

  • умение сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную;

  • умение критически оценивать новые знания;

  • умение делать выводы и обобщения

^ Что принципиально нового в технологии


Методические приемы, технологии фазы инструментального обеспечения философские идеи

( обучение на основе принципов ( гибкость и аутентичность) ( научно- обоснованные закономерности

сотрудничества, совместного каждой учебной ситуации взаимодействия личности и информации)

планирования, в каждый момент времени

осмысленности)


Таб. 1. Структура технологии развития критического мышления


(по: Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., 1997)

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

Осмысление

содержания:

Рефлексия:

  • актуализация имеющихся знаний;

  • пробуждение интереса к получению новой информации;

  • постановка учащимся собственных целей обучения.

  • получение новой информации;

  • корректировка учащимся поставленных целей обучения.

  • размышление, рождение нового знания;

  • постановка учащимся новых целей обучения.




Данная структура подкреплена конкретными методическими приемами, связанными с технологией развития критического мышления (таб. 2).


^ Таб.2. Технология развития критического мышления - стадии и методические приемы

(по: Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., 1997)



Стадия (фаза)

Деятельность

педагога

Деятельность

учащегося

Возможные приемы и методы

1. Вызов (evocation)

направлена на:

  • вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу;

  • активизацию их

направлена на:

  • вспоминание того, что ему известно по данному вопросу;

  • выдвижение предположений;

  • систематизацию

составление блока

«известной

информации»:

  • рассказ- предположение по ключевым словам;

  • графическая систематизация





2. Осмысление содержания (realization of meaning)

направлена на:

  • сохранение интереса к теме при

непосредственной работе с новой информацией;

  • постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

направлена на:

  • восприятие (аудийное, визуальное), текста;

  • использование предложенных педагогом активных методов чтения/восприятия (пометки на полях, записи по мере осмысления информации).

методы активного чтения/восприятия:

  • маркировка восприятия текста с использованием значков «V»,«+», «-»,«?»;

  • ведение

различных записей

типа бортовых

журналов (с

таблицами

«известная

информация/новая

информация»);

  • поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (печатный текст, фильм, лекция и т.д.). Работа ведется индивидуально или в парах.







деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

информации до изучения нового материала;

- формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.

материала: кластеры, таблицы;

  • выбор среди верных и неверных утверждений;

  • перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

3. Рефлексия

направлена на:

направлена на:

- заполнение

(reflection)

возвращение

- сравнение

кластеров, таблиц;




учащихся к

«новой» и

- установление




первоначальным

«старой»

причинно-




записям-

информации(на

следственных




предположениям;

базе знаний,

связей между




- внесение

полученных на

блоками




изменений,

стадии

информации;







дополнений;

- творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

осмысления

содержания).

  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы;

  • организация устных и письменных круглых столов;

  • организация различных видов дискуссий;

  • написание творческих работ;

  • исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

^ Приёмы технологии критического мышления:

КЛАСТЕР (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

СИНКВЕЙН (пятистишье) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический приём на этапе рефлексии. ) Синквейн - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:

1 строка - одно существительное,

  1. ая - два прилагательных,

  2. я - три глагола,

  3. ая - крылатая фраза,

  4. ая - одно существительное, которое выражает суть.

ФИШБОУН (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки- основные понятия темы, нижние косточки- суть понятий, хвост- ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.


ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения.

«V» - уже знал, «+»-новое, «-« -думал иначе, «?» -не понял, есть вопросы.

Таб.З. Расшифровка термина INSERT


I

Interactive

Интерактивная

N

Noting

Отмечающая

S

System

Система

Е

Effective

Эффективного

R

Reading

Чтения

Т

Thinking

Размышления




Технологию критического мышления можно широко использовать на предметах гуманитарного цикла. Однако на таких уроках, как физика, эта технология может быть крайне полезной и интересной. Физика является устно-практической дисциплиной, где часто приходится работать с «сухим» текстом, но технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Ее можно использовать как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения знаний учащихся.

Для пояснения данной технологии применительно к физике, рассмотрим урок по теме «Работа силы и мощность», проведенный в 10 классе в декабре 2011года.( урок сопровождается презентацией)


Цель урока:

познавательная: получить знания о работе и мощности как о физической величине;

развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, коммуникативные навыки в процессе совместного выполнения работы в группе;

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению других учащихся при обсуждении вопросов, рефлексивная: оценивать свою деятельность,



Ход урока: 1 вызов. Учитель:

До прочтения текста

После прочтения текста

Что такое килограммометр?




Что такое лошадиная сила?




Ответы на доске записать.




К этим понятиям мы вернёмся немного позже. А сейчас поиграем в игру:

«Верю - не верю»

  1. Килограммометр - это работа поднятия груза массой 1 кг с поверхности земли из состояния покоя на высоту 1м.

  2. Работа совершается в природе всегда, когда на какое - либо тело в направлении его движения или против него действует сила со стороны другого тела.

  3. Работа в отличие от силы и перемещения, является не векторной, а скалярной величиной.

  4. Работа может быть положительной, отрицательной, равной нулю.

  5. В международной системе единиц работа измеряется в Джоулях.

  6. Работа может быть совершена как за малый промежуток времени, так и за большой.

  7. Быстроту выполнения работы характеризуют физической величиной - мощностью.

  8. Мощность можно повысить как за счёт увеличения действующих сил, так и за счёт увеличения скорости движения.

  9. Лошадиная сила - это единица измерения мощности.

  10. Самое мощная «машина» из живого мира - это сильная лошадь или слон.

2.Осмысление

Учитель: Тест отложили, но мы вернёмся к нему, а сейчас работаем с текстом с карандашом в руках (проставление знаков) v - уже знал, + новое,

  • думал иначе, ? - есть вопрос.

После прочтения текста обсуждаем в паре, в группе непонятные вопросы. Приходим к единому мнению по первоначальному вопросу (что такое лошадиная сила, килограммометр). Сказать какая тема урока.(слайд 1) Физкультминутка.

Затем заполним таблицу по тексту.


Физическая величина

Механическая работа

Мощность

обозначение




формула


Ед. измерения






Учитель заполняет на доске. Все колонки должны быть заполнены.

Выясним, при каких условиях работа совершается, и может быть отрицательной, положительной, равной нулю ( на доске записать и в тетради).( Слайд 2)

Вывод: Для совершения работы необходимы три условия: 1. Действие силы, 2. Движения тела под действием этой силы, 3. Неперпендикулярность вектора силы к вектору перемещения.

  1. Рефлексия.

Вернуться к тесту и снова поставить знаки +. -. ( Должны быть все плюсы) Оцените свою работу. Как справились с тестом после прочтения текста.

(Поставьте оценку себе).

Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы; (слайд 3,4)

  1. Одинаковую ли работу совершают человек и экскаватор при рытье траншеи, если ширина, глубина и длина траншей одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?

  2. Одинаковую ли работу совершает лошадь и трактор при вспашке участка, если ширина и длина участков одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?

Составляем кластер по данной теме.

Критерии оценки:

1) Полнота раскрытия, 2) дизайн, 3) участие каждого члена группы,

4) защита кластера,5) умение отвечать на вопросы, и суметь его объяснить.

Д. з. Рассчитать мощность, которую развивает учащийся при подъеме груза с пола на стол. И ответить на вопрос может ли человек проявить мощность в одну лошадиную силу.

Литература:

  1. Г .Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Учебник физики 10 класс.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику. -М. : ACT издательство, 1999.

  3. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. - М.: Омега, 1994.

Приложение 1.

ТЕКСТ: Когда человек (или любой другой двигатель) действует с определённой силой на движущееся тело, то говорят, что он совершает работу. Работа совершается в природе всегда, когда на какое - либо тело в направлении его

движения или против него действует сила со стороны другого тела. Так сила тяготения совершает работу при падении снежинок на землю. Совершает . работу и сила трения, когда тело движется. Если сжимаем пружину, то совершает работу сила упругости при распрямлении пружины.

Во многих случаях важно уметь вычислять изменение скорости по модулю, если при перемещении тела на r него действует сила F. Воздействия на тела сил, приводящих к изменению модуля их скорости, характеризуются величиной, зависящей как от сил, так и от перемещений тел. Эту величину в механике и называют работой силы. В общем случае при движении твердого тела перемещения его разных точек различны, но при определении работы силы мы под Дr понимаем перемещение ее точки приложения. При поступательном движении твердого тела перемещение всех его точек совпадает с перемещение точки приложения силы.

Сила, перпендикулярная скорости (а следовательно, и перемещению Дr), изменяет скорость только по направлению, но не по модулю. Изменение скорости по модулю возможно лишь в том случае, когда проекция силы на направление перемещения тела Fr отлична от нуля. Сила совершает работу. Поэтому работу можно рассматривать как произведение проекции Fr на модуль перемещения Дr .Если угол между силой и перемещением обозначить через а, то Fr = F cos а. Следовательно, работа равна:

Работа силы равна произведению модулей силы и перемещения точки приложения силы и косинуса угла между ними.

Формула справедлива в том случае, когда сила постоянна и перемещение тела происходит вдоль прямой. В случае криволинейной траектории и переменной силы мы разделяем траекторию на малые отрезки, которые можно считать прямолинейными, а силу на них постоянной. Работа является скалярной величиной. В зависимости от угла а работа бывает : положительной (А>0), если 0< а< 900 , отрицательной (А<0),если 900 <а < 1800 , равной нулю, если а = 90 0 или тело находится в покое (Дr = 0) или движется прямолинейно равномерно( F = 0)

Единица измерения работы : 1 Дж = 1 Н* м, Другая внесистемная единица работы - это килограммометр. Килограммометр - есть работа силы в 1 кг, производимая на пути в 1 м с поверхности земли, если направление силы совпадает с направлением пути (1кгм= 9,8 Дж). Оказывается работа транспорта при перевозке грузов измеряется в тоннах- километрах перевезённых грузов. Это есть работа при перевозке груза массой 1 т на расстояние 1 км. Это эксплуатационно - техническая единица, но не физическая единица.

Очень важно бывает знать не только работу, но и время в течение, которого она произведена. Работа может быть совершена как за малый промежуток времени, так и за большой. Поэтому вводят величину, характеризующую быстроту выполнения работы, которую называют мощностью. Мощностью называют отношение работы А к промежутку времени t, за который эта работа совершена:

N= A/t

Измеряется мощность в Ваттах( 1 Вт = 1 Дж/с ). Внесистемная единица мощности в технике используется лошадиная сила 1л.с. = 735, 5 Вт Мощность является важной характеристикой машин и механизмов. Она может иметь самые различные значения. Например: мощность человеческого сердца 2,2 Вт, а мощность ракетоносителя может достичь миллионов киловатт.

Мощность можно повысить как за счёт увеличения действующих сил, так и за счёт увеличения скорости движения. N= A/t = F Ar /t = Fu .

Заключение.

Результаты экспериментальной работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, учитель превращает класс в лабораторию демократического диалога, что важно для каждого ученика. Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей.

Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное - повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема современного образования, которая с успехом может быть разрешена.

Использование технологии критического мышления способствует повышению уровня компетенции учащихся, в том числе и в профильных классах, в работе с высокомотивированными старшеклассниками.

Анализ сформированности ОУУНов показал, что особые трудности у учащихся вызвали задания на формулировку вопросов на размышление и структурирование материала в таблицу, осмысление целостности и связанности материала. Поэтому выбор мною технологии критического мышления не случаен. Приемы и стратегии данной технологии помогают ликвидировать подобные «пробелы» в обучении. Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных конкретных целей, сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, текстом. Каждый из нас ищет себя, пытается найти нужные и верные приемы и методы для своего предмета.

Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу - комфортности для каждого.

Кроме этого, в основе ФГОСа лежит системно- деятельностный подход. На уроках его можно осуществить через использование активных и интерактивных методик. Одна из них технология критического мышления.

Литература.

  1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования» // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.

  • М.: Народное образование. - 1998. - 256 с.

  1. 3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2004. - 175 с. Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике: Книга 1 / В. И. Елькин. - М.: Школа- Пресс, 2001. - 80с.

  2. Квинн В. Прикладная психология. / В. Квинн - Спб.: «Питер», 2000 - 560с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

  3. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг. - Спб.: «Питер», 2000 - 922с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

  4. Панова О.Г. Дипломная работа по методике преподавания физике на тему: «Спецкурс для учащихся 11-ых классов «Оценочные физические задачи». / О.Г. Панова, 2006г.

7.Ребер А. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin) Том 1 (A-О): Пер. с англ. - М.: Вече, Аст.2000.-592с




Похожие:

Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconТехнология развития критического мышления через чтение и письмо
«учить себя», а не только получать готовые знания, передающиеся учителем. Соответственно, учитель тоже должен найти новые подходы...
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconТехнология критического мышления на уроках экономики оглавление
Кроме этого в 2007 году я проводила диагностику по определению у учащихся уровня готовности самостоятельно работать с текстом ( по...
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconКонспект урока физики в 7 классе по теме «Давление и сила давления»
Использование современных образовательных технологий: мультимедиа-технологии, технология критического мышления, коммуникационные...
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconУрок литературы в 11 классе тема: лингвостилистический анализ
Технология: технологии критического мышления; технология проблемного обучения, мастерская ценностных ориентаций
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconПримеры методических приемов технологии развития критического мышления
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т. Г. От самопознания к...
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconТехнология развития критического мышления
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность...
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconОбразовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо
Цель-помочь учителям изменить способ работы на уроках независимо от возраста учащихся и предмета изучения, используя
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconРазвитие критического мышления Оглавление
Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его...
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconМайриной Альбины Николаевны по проблеме: Технология развития критического мышления на урок
Этот урок: организовать групповую работу по осмыслению роли глагола в текстах на русском, чувашском и английском языках
Технология «Критического мышления» на уроках физики в школе. Работу БезверхаяИрина Геннадьевна, учитель физики. 2012г. Оглавление Технология «Критического мышления» iconТехнология критического мышления
Из опыта работы учителя истории и обществознания моу сош №42 Федоренко Людмилы Владимировны
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы