Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения icon

Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения




Скачать 319.17 Kb.
НазваниеПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Дата конвертации24.05.2014
Размер319.17 Kb.
ТипЗакон
источник



«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Средняя общеобразовательная

школа № 10

МО «Ахтубинский район»

поселка Верхний Баскунчак

Астраханской области

________________ Л.Г.Даниловская

«______» ____________2013г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 10 МО «Ахтубинский район» поселка Верхний Баскунчак Астраханской области на 2013 - 2014 учебный год


Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 МО «Ахтубинский район» поселка Верхний Баскунчак астраханской области на 2012-2013 учебный год – нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение.

Учебный план МБОУ «СОШ №10» составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (об увеличении предельно допустимой учебной нагрузки);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (о введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г №889 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»,

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. (СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Методические рекомендации «О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» (письмо МО и науки РФ от 04.03.2010г. №03-413);

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г №373»,

  • изменения федерального базисного плана и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 03.06.2011г. №1994;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом МОиН РФ от 27.12.2011 №2885;

  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»;

  • образовательная программа школы;

  • программа развития школы;

  • план работы школы на 2013-2014 учебный год.


Содержание учебного плана и распределение учебных часов инвариантной и вариативной частей направлены на создание условий для доступного качественного образования, воспитания творческой, высоконравственной личности, способной адаптироваться в современных социально-экономических условиях.

^ Для достижения данных целей коллектив ОУ работает над решением следующих задач:

- формировать общую культуру личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, адаптировать их к жизни в обществе;

- воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, родине, семье, истории, культуре, традициям и духовно-нравственным ценностям своего народа;

- создать основы для осознанного выбора профессии;

-создать условия для развития творческих, умственных, психологических способностей ребёнка на всех этапах обучения;

- изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии, в том числе ИКТ, в целях развития познавательного интереса учащихся;

- совершенствовать систему контроля качества образования и воспитания;

- продолжить переход на ФГОС НОО в 1-3 классах;

- совершенствовать работу с обучающимися по подготовке к сдаче выпускных экзаменов в формате ГИА и ЕГЭ;

- развивать систему внеурочной деятельности обучающихся;

- продолжить повышение профессионального уровня педагогов, развитие их мотивации к овладению новыми педагогическими технологиями;

- создавать положительное эмоциональное поле взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-родитель»;

- оптимизировать деятельность педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающей образовательной среды;

- обеспечить условия, соответствующие нормам охраны труда, правилам техники безопасности, возрастным особенностям учащихся.

- совершенствовать материально-техническую и информационную базу школы, обеспечивающую приоритетные направления реализации образовательных программ.

^ Режим организации воспитательно-образовательного процесса.


Школа работает в режиме шестидневной недели, исключая 1- 3 классы, которые учатся 5 дней в неделю. Все классы обучаются - в первую смену.

Продолжительность учебного года в 1-м классе – 33 учебные недели; во 2-8, 10 классах – 35 недель; в 9, 11 – 34 учебные недели (без учёта периода государственной итоговой аттестации).

Продолжительность перемен - 10-20 минут.


Для 1-ой ступени обучения:


  • 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов;

  • продолжительность урока в 1-м классе (п.10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10) – по 3 урока по 35 минут (сентябрь, октябрь), по 4 урока по 35 минут (ноябрь, декабрь), по 4 урока по 40 минут (январь - май);

  • продолжительность урока для 2-4 классов - 40 минут (п. 10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10), 4-5 уроков в день;

  • при составлении учебного плана образовательного учреждения занятия внеурочной деятельности обучающихся проводятся с учетом санитарных правил и нормативов (п.10.6. СанПиН 2.4.2. 2821-10). Между началом внеурочной деятельности и последним уроком обязательно устраивается перерыв продолжительностью не менее 1 часа минут.

  • обучение в 1 классе проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (п.10.10. СанПиН 2.4.2. 2821-10). Объем домашних заданий во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-х классах – 2 часа (пп. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • в первом классе предусмотрены дополнительные каникулы в феврале сроком одна неделя.

Для 2-ой ступени обучения:

  • 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов;

  • продолжительность урока – 40 минут;

  • домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 5 –м -2ч., 6-8-м - до 2,5 ч., в 9-м – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10);



Для 3-ей ступени обучения:


  • 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования;

  • продолжительность урока – 40 минут;

  • домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 10-11-м - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10).



Структура школы:

1 ступень – 1-4 классы, начальное общее образование.

В учебном плане 1–3 классов реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).Действующий учебный комплекс «Начальная школа 21 века»; 4 класс обучается по программе «Школа России».

В учебном плане 4 класса реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (БУП 2004).

1 ступень обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

2 ступень – 5-9 классы, основное общее образование; 9 класс - предпрофильная подготовка. Обучение на 2 ступени обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

В учебном плане 5-9 классов реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (БУП 2004).

3 ступень – 10-11 классы - среднее (полное) общее образование (очная форма обучения)

В учебном плане 10-11 классов реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (БУП 2004).

Образовательный процесс на 3 ступени предполагает овладение государственным стандартом средней (полной) школы, развитие специальных и практических способностей старшеклассников, формирование целостной картины мира, овладение навыками исследовательского труда и проектной деятельности, обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся.


Учебный план МБОУ «СОШ №10» рассчитан на 11 классов (всего 166 обучающихся), в том числе:

1 - 4 классы - 4 класса (73 обучающихся);

5 - 9 классы – 5 классов (66 обучающихся);

10-11 классы – 2 класса (27 обучающихся);

На изучение учебных предметов отводится количество часов не меньше, чем это предусмотрено федеральным компонентом Федерального базисного учебного плана. Нагрузка обучающихся по всем классам не превышает установленных нормативов.

Набор учебных предметов не нарушает единого образовательного пространства Российской Федерации, что гарантирует соблюдение Закона «Об образовании» и дает возможность учащимся перейти в другое учебное заведение, не испытывая затруднений при дальнейшем обучении.

Федеральный компонент в учебном плана ОУ составляет 83 %, компонент образовательного учреждения – 17%.

^ Особенности учебного плана по ступеням обучения.

Учебный план начального образования 1 – 3 классы (ФГОС НОО)


Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, художественный труд).


^ Обязательная (инвариантная) часть.

Предметная область «Филология» представлена следующими компонентами: русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский, во 2-3 классах).

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Для его изучения отводится в 1-2 классах 5 часов в неделю, в 3 классе-4 часа.

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. На его изучение отводится 4 часа в 1-2 классах, в 3 классе-3 часа.

^ Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса по 2 часа в неделю. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Предметная область «Математика и информатика». Изучение математики (в 1-3 классах по 4 часа) направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся (1 час в 3 класе).

Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена компонентом «Окружающий мир» (1-3 классы по 2 часа). Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Предметная область «Искусство» включает 2 часа. Они распределены в соответствии с федеральными программами: музыка - 1 час, изобразительное искусство - 1 час. Изучение этих предметов эстетического цикла направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников (по 1 часу в 1 – 2 классах, 2 час- в 3 классе).

В предметной области «Физическая культура» часы распределены согласно федеральной программе: по 2 часа в 1 классе, 3 часа во 2-3 классах. Один раз в неделю организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут для обучающихся 1 класса. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.

^ Внеурочная деятельность в 1-3 классах организуется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Она составляет 6 часов в каждом классе. Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет внеурочных занятий общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, олимпиад, соревнований и т.д.


^ Учебный план начального образования -4 класс (БУП 2004г.)


Задачи школы первой ступени обучения – выявление потенциальных способностей личности, формирование научных представлений о мире и человеке, развитие обучающихся, овладение ими основными умениями и навыками учебной деятельности, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни, подготовка к обучению в основной школе.


^ Инвариантная часть (начальная школа).

Учебный предмет «Русский язык» направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста и для его изучения отводится 5 часов в неделю.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает речевое развитие школьников, их речевую культуру, развивает интерес к самостоятельному чтению и на его изучение отводится 3 часа.

^ Иностранный язык (английский) введён со 2 класса по 2 часа в неделю. Этот предмет помогает сформировать не только коммуникативные умения, но и всесторонне развивает личность.

Учебный предмет «Математика» направлен на развитие образного и логического мышления, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, на его изучении отводится 4 часа в неделю.

Учебный предмет «Окружающий мир» изучается по 2 часа в неделю. Курс «Окружающий мир» является интегрированным: в нём объединены знания о природе, человеке, обществе, истории России и родного края.

Учебные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», направлены на формирование у обучающихся основ художественного и эстетического вкуса, преподаются по 1 часу в неделю раздельно, а не интегрированным курсом.

Учебный предмет «Технология» представлен целостным курсом 2 часа в неделю.

На физическую культуру отводится 3 часа. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.

^ В связи с переходом на 6-дневную учебную неделю в компонент ОУ учебного плана 4 класса включены:

- «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который изучается по 1 часу в неделю. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Этот предмет представлен модулем «Основы светской этики». Образовательное учреждение определило данный модуль на основе потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей);

- дополнительно 1 час отведен на математику, что способствует совершенствованию практических умений и навыков и достижению обучающимися более высокого уровня математической подготовки (итого на математику отводится 5 часов в неделю);

- один час отведен на информатику и ИКТ для развития у обучающихся компьютерной грамотности, коммуникативности.

Стандарт ОБЖ реализуется интегрировано через учебные предметы «Окружающий мир» и «Физическая культура».

Таким образом, содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта, а учебный план начальной школы позволяет удовлетворить образовательные запросы учащихся, их родителей, обеспечить выполнение программ обучения.

Учебный план начальной школы обеспечивает усвоение федерального компонента государственного стандарта для каждого обучающегося и преемственность обучения на 2 ступени образования.




^ Основное общее образование

Вторая ступень – основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, способствует становлению личностных качеств обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Содержание обучения в 5-х классах обеспечивает принцип преемственности с начальной школой (адаптация к новым условиям, организационным формам обучения).

Учебный план для 2 ступени ориентирован на 5-ти-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

Основное общее образование обеспечивает формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук, составляющих ядро базового образования, общих и специальных умений и навыков, что является базой для получения среднего (полного) общего образования и способствует выбору направления дальнейшей специализации. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления, формирования личности обучающихся и развития их склонностей, интересов, творческих способностей и стремления к социальному самоопределению.

^ Инвариантная часть (основная школа).


Учебный предмет «Русский язык» направлен на формирование у учащихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций, воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения, позволяет сформировать целостный взгляд на науку о русском языке. На этой основе учащиеся могут лучше овладеть практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую грамотность.

На изучение русского языка в 5-9 классах отведено количество часов в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана, образовательных программ. В 5-8 классе – 3 часа, в 9 классе - 2 часа.

Цель изучения литературы в 5-9 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие читательских умений и интересов обучающихся, приобщение их к чтению, совершенствование культуры художественного восприятия: развитие обучающегося как творческой личности, включение его в литературно-творческую деятельность. На изучение литературы отводится в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана 2 часа в неделю в 5-8 классах, 3 часа в неделю в 9 классе.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие у школьников коммуникативной компетенции, в которую помимо коммуникативных умений включаются социокультурная, языковая, учебно-познавательная и компенсаторная составляющие. На изучение иностранного (английского языка) в 5-9 классах отводится 3 часа.

На изучение математики в 5-9 классах согласно Федеральному базисному учебному плану отводится 5 часов в неделю.

Целью курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах является приобретение обучающимися компьютерной грамотности, развитие у них информационной культуры, привитие элементов логического мышления, выражающегося в умении рассуждать, доказывать, обосновывать предлагаемые решения, использование специальных компьютерных программ для более эффективного усвоения знаний по другим учебным предметам. В 8 классе учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается как самостоятельный учебный предмет в количестве 1 часа в неделю, согласно Федеральному базисному учебному плану. В 9 классе согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ отводится 2 часа.

Учебный предмет «История» подчиняется концентрическому принципу изучения программного материала. На изучение истории отводится 2 часа в неделю в 5-9 классах. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, её историческое сознание.

Преподавание учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право)» направлено на реализацию новой структуры обществоведческого образования, рассматривающей острые общественные вопросы, поэтому данный предмет вводится для изучения школьниками с 6-го класса и изучается в 6-9 классах по 1 часу в неделю. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания, гражданской позиции.

^ Учебный предмет «Природоведение» изучается в 5 классе в объёме 2 часа в неделю на основе понятий, усвоенных обучающимися из курса «Окружающий мир» в начальной школе и является основой для изучения естественных наук.

Преподавание учебного предмета «География» формирует целостное представление об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире. Изучение географии вводится в 6 классе - 1 час в неделю. С 7-го по 9-й класс количество часов, отведенных на изучение этого курса - 2 часа в неделю, согласно Федеральному базисному учебному плану.

Курс биологии призван развивать у учащихся понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия, развивать экологическую культуру, нацелен на установление гармонических отношений школьников с природой. Изучение биологии вводится в 6 классе -1 час в неделю. В 7-9-х классах биология изучается в количестве 2 часов в неделю, согласно Федеральному базисному учебному плану.

^ Учебный предмет «Физика» изучается с 7-го класса по 9-й класс в количестве 2 часов в неделю согласно Федеральному базисному учебному плану. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

^ Учебный предмет «Химия» изучается с 8-го класса по 9-й класс в количестве 2 часов в неделю согласно Федеральному базисному учебному плану. Усвоение базового образования по химии способствует формированию у обучающихся экологически целесообразного поведения, разумного отношения к себе, людям, окружающей среде, выработке понимания общественной потребности в развитии химии, формированию у обучающихся отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности.

Учебные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» преподаются в 5-7 классах по 1 часу в неделю раздельно в рамках курса «Искусство».

В рамках курса «Искусство» учебный предмет «Изобразительное искусство» преподаётся в 5-7-х классах отдельно по 1 часу в неделю. Цель изучения предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной; развитие художественно-творческих способностей и склонностей обучающихся.

В рамках курса «Искусство» учебный предмет «Музыка» преподаётся в 5-7-х классах отдельно по 1 часу в неделю. Цель изучения предмета «Музыка» – развитие музыкальной культуры обучающихся, их музыкального мышления, установление связи с литературой, историей, театром.

С целью развития опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество, в 9 классе введен интегрированный курс « МХК» по 1 часу в неделю.

Главная цель учебного предмета «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, формирование у учащихся качеств личности творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в новых социально-экономических условиях. Учебный предмет «Технология» в 5-8 классах рассчитан 2 часа в неделю.

Количество часов физической культуры в 5-9-х классах – 3 часа в неделю (в соответствии с приказом МОиН РФ от 30.08.10. № 889), с учетом имеющейся в школе материально-технической базы и наличия высококвалифицированных учителей, для увеличения двигательной активности обучающихся, внедрения современных систем физического воспитания. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, содействию воспитанию нравственных и волевых качеств. Обучение обеспечено «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» (рук. Лях В.И.).


Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается за счёт федерального компонента в 8-х классах по 1 часу в неделю.

^ Компонент образовательного учреждения

На учебный предмет «Русский язык» в 5-6 классах – по 3 часа,7 классе-2 часа, в 8-9 классах отводится по 1 часу в неделю из компонента образовательного учреждения. Введение этого предмета обусловлено необходимостью помочь обучающимся качественнее овладевать русским языком с учетом многонационального состава обучающихся классов.

На изучение литературы в 5, 7, 8 классах для расширения круга чтения, совершенствования культуры художественного восприятия, чуткости к слову и выполнения в полном объёме программы добавляется 2 час в 5 классе, по 1 часу – в 7-8 классах за счёт компонента образовательного учреждения.

Увеличение количества часов математики в 5-9 классах на 1 час за счёт компонента образовательного учреждения способствует достижению обучающимися более высокого уровня математической подготовки, повышает качество подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается за счёт компонента образовательного учреждения в 5-7, 9 классах в объёме 1 часа в неделю (итого 4 часа). Курс ОБЖ предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

В 9 классе добавлен 1 час истории с учетом трехчасовой программы и сложности данного предмета для усвоения обучающимися.

В 6 классе добавлено по 1 часу географии и биологии, так как программа по данным предметам рассчитана на 2 часа в неделю (итого 2 часа).

На учебный предмет «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах выделено по 1 часу в неделю из компонента образовательного учреждения (итого 3 часа). Обучающиеся знакомятся с основными понятиями информатики непо­средственно в процессе создания какого-либо информацион­ного продукта, будь то рисунок или программа.

С целью предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса введено 2 элективных курса:

- по русскому языку «Трудные случаи орфографии» с целью качественной подготовки к ГИА;

- по математике «решение задач повышенной сложности» с формирования у обучающихся глубоких знаний, необходимых для обучения в технических учебных заведениях.

Учебный план основной школы позволяет реализовать государственные образовательные стандарты, создаёт условия для широкого общего образования, дает глубокие фундаментальные теоретические знания, практическую подготовку и знания прикладного характера. Учебный план позволяет проявлять инициативу учащимся, создает условия для свободного развития личности, учитывает принципы личностноориентированного обучения.


^ Среднее (полное) общее образование

(очная форма обучения)


Учебный план для 10-11 классов ориентирован на федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (БУП 2004).

10 – 11 - классы универсального (непрофильного) обучения.

Универсальное обучение направлено на достижение старшеклассниками базового уровня образованности, создание условий для завершения самоопределения старшеклассников и завершение полноценного образования разными категориями обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Достижение поставленной цели обеспечивается проектированием индивидуальных образовательных траекторий.


^ Федеральный компонент


На изучение русского языка на базовом уровне в 10-11 классах отводится по 1 часу в неделю. На базовом уровне изучения русского языка решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.

Литература изучается в 10-11 классах на базовом уровне по 3 часа в неделю. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.

^ Иностранный язык (английский) изучается на базовом уровне в 10-11 классах по 3 часа в неделю. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции. Обучение английскому языку в старшей школе обеспечивает преемственность с подготовкой учащихся в основной школе и создает реальные предпосылки для учета конкретных потребностей школьников в его использовании при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях.

На изучении математики в 10-11 классах из федерального компонента отводится 4 часа в неделю. При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».

Для обеспечения компьютерной грамотности и с учётом социального заказа обучающихся и их родителей в 10-11 классах на изучение предмета «Информатика и ИКТ» отводится 1 час в неделю. Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

В учебном плане на предмет «История» в 10-11 классах отводится 2 часа. Курс истории является интегрированным (отечественная и всеобщая история). Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.

В учебном плане на предмет «Обществознание» в 10-11 классах отводится 2 часа. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Учебный предмет «География» изучается за счёт часов федерального компонента по 1 часу в неделю в 10-11 классах. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

На учебный предмет «Физика» в 10-11 класах по 1 часу в неделю. Курс физики структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Учебный предмет «Химия» в 10-11 классах изучается за счёт часов федерального компонента по 1 часу в неделю на базовом уровне. Приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде.

Учебный предмет «Биология» в 10-11 классах изучаются за счёт часов федерального компонента по 1 часу в неделю. Курс биологии на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции.

В 10 классе за счёт часов федерального компонента изучается курс «Мировая художественная культура» (1 час в неделю). Курс МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

На учебный предмет «Технология» в 10-11 классах выделено по 1 часу в неделю (с делением на группы). Данный предмет освещает широкий спектр актуальных проблем современной технологии, развивает креативность, учит нестандартному, творческому подходу к решению задач, готовит старшеклассников к активной профессиональной деятельности.

На учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах отводится по 1 часу для выполнения образовательного стандарта. Реализация программы по ОБЖ формирует у обучающихся цельное представление по обеспечению защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Количество часов «Физической культуры» составляет 3 часа в неделю в 10-11 классах. Общей целью образования в области физической культуры является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

^ Компонент образовательного учреждения

С учётом социального заказа обучающихся и их родителей из компонента образовательного учреждения на изучение математики в 10-11 классах добавлен 1 час (итого 5 часов в неделю) с целью систематизации знаний, совершенствования практических умений и навыков, а также для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации).

С учётом социального заказа обучающихся и их родителей из компонента образовательного учреждения на изучение русского языкав 10-11 классах добавлено по 1 часу с целью систематизации знаний, совершенствования практических умений и навыков, а также для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.

С учётом социального заказа обучающихся и их родителей из компонента образовательного учреждения добавлены на изучение физики в 10 классе- 2 часа, в 11 классе-3 часа с целью систематизации знаний, совершенствования практических умений и навыков, а также для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.

^ Элективные учебные предметы способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека, развитию содержания    базовых  учебных предметов,  усилению   практической   значимости   учебных предметов, получению   дополнительной подготовки   для сдачи единого государственного  экзамена.

Исходя из условий образовательного учреждения и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для 10-11 классов введены 12 элективных курсов (по выбору обучающихся):



Класс

Название элективного курса

Предмет

Цель курса

Кол-во

часов

9

«Решение задач повышенной сложности»

математика

Углубленное изучение данной темы, формирование устойчивого интереса к предмету, подготовка к ГИА

34

9

«Трудные случаи орфографии»

Русский язык

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки грамотного письма

34

10

« Совершенствование орфографической зоркости и пунктуационной компетентности»

Русский язык

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки работы с текстом для подготовки к ЕГЭ

34

10

« Творческое развитие личности»

Психология

Способствовать развитию личности старшеклассников, их профессиональному самоопределению

34

10

« Секреты хорошей речи»

Русский язык

Способствовать углубленному изучению литературы, росту речевой культуры учащихся, подготовке к ЕГЭ

34

10

«Решение математических задач повышенной сложности»

Алгебра и начала анализа

Углубленное изучение данной темы, формирование устойчивого интереса к предмету, подготовка к ЕГЭ

34

10

«Глобальная география»

География

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки работы со статистическим материалом и ресурсом Интернет

34

10

«Трудные дискуссионные вопросы истории»

История

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки работы со статистическим материалом и ресурсом Интернет

34

11

«Синтаксис в системе подготовки к ЕГЭ»

Русский язык

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки работы с текстом для подготовки к ЕГЭ, развитие орфоргафической грамотности

34

11

«Комплексный анализ текста»

Русский язык

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки работы с текстом для подготовки к ЕГЭ

34

11

«Решение математических задач повышенной сложности»

математика

Углубленное изучение данной темы, формирование устойчивого интереса к предмету, подготовка к ЕГЭ

34

11

«Глобальная география»

География

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки работы со статистическим материалом и ресурсом Интернет

34

11

« Успешно пишем сочинение. Готовимся к ЕГЭ»

Русский язык

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки работы с текстом для подготовки к ЕГЭ

34

11

«Политический круиз»

Обществознание

Закрепить и углубить знания, развить практические навыки работы со статистическим материалом и ресурсом Интернет

34



Таким образом, общая нагрузка на обучающегося третьей ступени, определенная Базисным учебным планом, соблюдается. Количество часов, определенное Базисным учебным планом на каждый отдельный образовательный компонент соблюдается, дает все возможности для качественного освоения учебных программ и обеспечивает выполнение государственного стандарта.

Кроме того, учебный план третьей ступени создаёт условия для выбора обучающимися определённых предметов с целью развития познавательных интересов и личностного самоопределения, завершения самоопределения старшеклассников и проектирования индивидуальных образовательных траекторий.

Для  реализации  учебного плана  среднего  (полного)   общего  образования   школа  имеет  необходимое  кадровое,  методическое  и  материально-техническое  обеспечение. 


Таким образом, учебный план МБОУ «СОШ № 10» на 2013-2014 учебный год в полной мере обеспечивает выполнение государственных образовательных стандартов, способствует реализации цели, которую поставил перед собой педагогический коллектив, сохраняет преемственность с учебным планом 2012-2013 учебного года, отражает процессы модернизации современного образования.

Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством педагогических кадров, дидактическим материалом, литературой, электронными пособиями, мультимедийными учебными материалами.


М.П. Директор школы: ___________ Л.Г.Даниловская


Исполнитель зам директора по УВР Фисенко С.Л.




Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа №4"
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану 1-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №12 ст. Незлобной» Георгиевского муниципального района
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconФилиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Духовщинского района Смоленской области Пояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 Щелковского муниципального района Московской области в 1,
Учебный план образовательного учреждения разработан на основе: нормативно-правовых документов
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №5» на 2011-2012 учебный год
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32)
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 года...
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального общеобразовательного учреждения Целиннинская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №4»
Учебный план 5 – 9-х классов мбоу «оош №4» на 2013-2014 учебный год составлен в соответствии с требованиями следующих нормативных...
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»
Учебный план мбоу сош №23 с. Новозаведенного на 2012 -2013 учебный год сформирован в соответствии с
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»
Учебный план мбоу сош №23 с. Новозаведенного на 2011-2012 учебный год разработан в соответствии с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы