Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» icon

Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России»




Скачать 138.48 Kb.
НазваниеПрограмма гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России»
Дата конвертации27.05.2014
Размер138.48 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА
гражданского и патриотического воспитания учащихся
«Мы - дети России»


 

Введение

 

Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся на 2013-2017 г.г. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания в школьной системе воспитания.

Реализация Программы предполагают совместную деятельность педагогического коллектива школы, муниципальных учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации всех направлений патриотического воспитания учащихся.

 

^ I. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами.

Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе определены:

- воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;

- формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;

- формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга;

- формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.

В школе сложилась система организации и проведения различных мероприятий, семинаров, конкурсов по проблемам патриотического воспитания. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе сделано еще не все, остается ряд проблем, требующих решения.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.

 


^ II. Цель и задачи Программы.

Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

 

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.

2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.

5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

 

Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.

 

^ III. Программа содержит следующие принципы:

 

1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического по направленности и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.

2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.

3. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности учебного заведения.

4. Принцип выбора: родители, члены общественности, представители социальных институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания (школьный компонент), форм и способов организации воспитательного процесса.

Определенные как основные, данные принципы лежат в основе образовательной деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации программы, ее функции и направления.

 

^ Векторы деятельности:

  • Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни

  • Формирование патриотического сознания и гражданского поведения

  • Формирование правовой культуры и гражданского сознания

  • Формирование коммуникативной культуры

  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

  • Формирование опыта социально-значимой деятельности

  • Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников

 

^ IV. Обновление содержания и форм патриотического воспитания.

1. Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.

^ Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

 

^ Культурно историческое направление, предполагающее:

- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

 

^ Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

- развитие реально действующего школьного самоуправления.

 

^ Военно - патриотическое, включающее в себя:

- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

 

^ 2. Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включает в себя:

- разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;

- обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания.

 

^ 3. Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе учащихся осуществляется по следующим направлениям:

получение начальных знаний по основам военной службы;

формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера.

 


^ V. Модель реализации программы

1. Содержание образования.

В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания - исторические, культурные, личностные проблемы.

Чему будем учить и какие качества личности воспитывать?

Мы будем формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты.

Будем формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.

^ 2. Формы организации деятельности учащихся: уроки Мужества, социально-значимые акции, создание совета Дела, Пост №1, деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся.

Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)

3. ^ Материальная база: универсальный спортивный комплекс школы, кабинет ОБЖ, спортивный зал, материально-техническое обеспечение уроков ОБЖ, компьютеры, мультимедийные учебники)

4. Ресурсная база: преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы.

 

^ VI. Ожидаемые результаты от реализации программы.

Реализация Программы призвана способствовать:

- развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного села и района;

- воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;

- формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

- созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

 

^ VII. Механизм реализации Программы.

Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся. Администрация школы осуществляет координацию процесса патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе.

 

^ VIII. Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

 

^ Духовно-нравственные параметры:

- повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;

- повышение интереса к историческому прошлому города, области и страны;

- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;

- проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.

 

^ IX. Контроль и управление реализацией Программы.

Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет администрация МБОУ «СОШ № 3» п. Арамиль. Классные руководители в установленном порядке готовят отчеты, предложения о работе с учащимися по патриотическому воспитанию и представляют их заместителю директора по воспитательной  работе.


^ План основных мероприятий по реализации Программы гражданского и патриотического воспитания учащихся в МБОУ «СОШ № 3»



Мероприятие

Период
исполнения


Ответственные

1

Изучение проектов постановлений, распоряжений, программ, положений, приказов, планов мероприятий по организации патриотического воспитания граждан

В течении учебного года

Администрация школы

2

Подготовка методических материалов по обеспечению формирования у подростков правильного репродуктивного поведения и установок на создание семьи как основы возрождения моральных ценностей

В течении учебного года

Администрация школы

3

Организация работы по патриотическому воспитанию детей

В течении учебного года

Администрация школы

4

Привлечение родителей учащихся  к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

В течении учебного года

Директор школы, заместитель директора по ВР, классные руководители

5

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

В течении учебного года

Руководители методических объединений, учителя-предметники

6

Создание «методической копилки» разработок и сценариев мероприятий и классных часов с патриотической направленностью

В течении учебного года

МО классных руководителей,

зам. директора по ВР 

7

Изучение государственной символики Российской Федерации

В течении учебного года

Классные руководители 

8

Организация и проведение месячников:

- патриотического воспитания;

- здорового образа жизни; 

 

февраль

май

Учителя физкультуры,

Педагог-организатор ОБЖ, зам. директора по ВР 

9

Проведение воспитательных мероприятий и игр:

  • игра «Зарница»;

  • конкурс «А ну-ка, парни!»;

  • смотр строя и песни;

  • игры-конкурсы «Знай и люби свой город», «Русский мир»;

  • праздник, посвященный Дню защитника Отечества

В течении учебного года

Учителя физкультуры,  истории, классные руководители 

10

Проведение Уроков мужества

В течении учебного года

Классные руководители, учителя-предметники 

11

Проведение спортивных праздников и соревнований

В течении учебного года

Учителя физкультуры 

12

Проведение викторин, познавательных игр, конкурсов, связанных с углубленным знанием истории Отечества, биографий исторически значимых личностей, краеведением.

По плану внеурочных мероприятий

Зав.библиотекой,

Зам. директора по ВР, классные руководители 

13

Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурса чтецов «С праздником Победы!»

Пост № 1

В течении учебного года

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, учителя литературы 

14

Проведение конкурсов рисунков, песни на темы: «Я люблю тебя, мой город», «Никто не забыт, ничто не забыто»

По плану внеурочных мероприятий

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы 

15

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн

В течении учебного года

Классные руководители 

16

Выпуск тематических стенгазет к памятным датам истории Отечества 

По календарю

Классные руководители 

17

Проведение викторины «Мы этой памяти верны»

Конкурс сочинений

Апрель -май

ШМО учителей  истории 

18

Классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы

В течении учебного года

Классные руководители 

19

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, на сайте школы

В течении учебного года

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы 

20

Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, города, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников.

В течении учебного года

Директор школы, заместители директора по УВР и ВР 

21

Организация туристических автобусных экскурсий по родному краю

По плану внеурочных мероприятий

Классные руководители, учителя предметники 

22

Выставка детских рисуноков

«Я люблю тебя Россия»

декабрь,

февраль,май

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы 

23

Проведение семинаров по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на базе школы.

В течении учебного года

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы 

24

Организация лектория для родителей. 

В течении учебного года

Классные руководители 

25

Разработка мероприятий и организация работы по противодействию  распространения в среде детей курения, алкоголизма, наркомании.

По плану внеурочных мероприятий

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, соц. педагог, педагог-психолог 













 




Похожие:

Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconПрограмма гражданского и патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья школьников на 2011-2012 учебный год
Комплексная программа гражданского и патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья...
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconПрограмма военно-патриотического и гражданского воспитания учащихся «Юные – за возрождение»
Программа военно-патриотического и гражданского воспитания учащихся «Юные за возрождение»
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconПрограмма патриотического воспитания и гражданского становления учащихся
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования...
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconПрограмма гражданско патриотического воспитания учащихся
Воспитательная программа школы одним из главных направлений работы считает воспитание гражданина и патриота. Программа «Мы дети России!»...
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconПрограмма работы лагеря с дневным пребыванием «мы – дети россии»
Целью Программы является комплексное решение проблем организации летнего отдыха и оздоровления учащихся школы, обеспечение их безопасности,...
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconПрограмма патриотического воспитания молодого поколения «Я гражданин России» Авторы программы: Мижева М. Д. заместитель директора по воспитательной работе
Номинация: Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconПрограмма патриотического воспитания учащихся моу сош №13 города Ставрополя «Я россиянин» на 2011-2015 годы Введение
Программа является продолжением программы патриотического воспитания учащихся моу сош №13 города Ставрополя «Я россиянин» на 2006-2010...
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconЗаседание педсовета от 2010г
Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся на 2010-2012...
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconПрограмма патриотического воспитания учащихся в моу «Основная общеобразовательная школа №2»
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в нашей стране формирование у учащихся школы высокого патриотического...
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы дети России» iconАктуальность и перспективность программы гражданско-патриотического воспитания учащихся моу сош №4
Последнее десятилетие XX и начало XXI веков для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы