Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» icon

Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ»




Скачать 98.45 Kb.
НазваниеРеферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ»
Дата конвертации31.05.2013
Размер98.45 Kb.
ТипРеферат
источник

Реферат

по теме:


«Методика

подготовки учащихся к выполнению

части А в ЕГЭ»


Слушателя курса «Новые методы и формы

подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ»

Алексеевой Надежды Юрьевны, учителя МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №3»


Руководитель курса «Новые методы и формы

подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ»

Бабенко Надежда Владимировна


г. Воскресенск

2012 год


Содержание.


1. Введение.


2.Понятия «методы и приёмы обучения».

Классификации методов обучения.


3.Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части А в ЕГЭ.


а) Основные вопросы повторения по подготовке учащихся к выполнению заданий части А: А13, А15

1.А 13.

2.А 15.


4.Заключение.


1. Введение.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)- это один из вариантов итоговой аттестации по русскому языку, одна из форм выпускного и вступительного экзаменов. И к нему нужна специальная подготовка. Учителями-словесниками разрабатывается простая и рациональная методика подготовки к ЕГЭ.

Можно применять алгоритмы рассуждения при выборе ответа в части А, освоив которые, учащиеся учатся анализировать задания и варианты ответов, осознанно выбирать правильный ответ. Предложенные алгоритмы рассуждения при выборе ответа части А формируют научно-лингвистическое мышление, развивают интеллект учащихся, повышают уровень речевой культуры и грамотности. Основной принцип каждого алгоритма – от простого к сложному.

Карточки с заданиями А скомпонованы по темам для детального и неоднократного закрепления материала, в них проработана каждая тема. Помогают освоить сложный материал обобщающие таблицы.

Работа с алгоритмами, карточками и таблицами позволяет систематизировать знания учащихся, выявлять проблемы и вовремя ликвидировать пробелы в знаниях.

Каждый педагог для достижения этой цели использует в работе различные методы, приёмы

^ 2.Понятия «методы и приёмы обучения».

Классификации методов обучения.

В настоящее время в педагогической литературе выделено довольно большое число методов обучения и воспитания (более 50).

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определённым образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

В настоящее время в школе широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:

– проблемный;

– диалоговый;

– игровой;

– исследовательский (проектный);

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.

Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.

Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:

1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).

2. Избранный метод (методы) проведения занятий.

3. Соответствующая ему форма (формы).

Для использования АМО обязателен методический инструментарий: планы проведения учебных занятий и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых.

Проблемно-ситуационные методы обучения

Проблемное обучение, как показывает опыт, можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что учитель, обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у учителя выработан четкий план его проведения.

Учитель должен выполнить правило: поставленная и принятая учащимися учебная проблема должна быть решена до конца.

По опыту лучших методистов, структура главной части проблемной ситуации (беседы) может быть следующей:

– формирование проблемы;

– поиск ее решения;

– доказательство правильности решения;

– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.

В ходе урока учитель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации.

Правильный выбор формы проведения урока способствует реализации этой цели.

Наиболее часто применяются следующие формы занятий:

– вопросно-ответный;

– развернутая беседа на основе имеющегося у учащихся плана занятия;

– устные доклады с последующим обсуждением;

– обсуждение письменных работ, заранее подготовленных отдельными учащимися и прочитанных на уроке:

– комментированное чтение текста;

Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучаемых своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

^ 3.Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части А в ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена. Учителю 10-11 классов необходимо разработать систему уроков, направленную на углубление знаний учащихся о системе языка, совершенствование их учебно-языковых и коммуникативных умений.

а)Основные вопросы повторения каждого по подготовке учащихся к выполнению заданий части А

Рассмотрим основные вопросы повторения некоторых разделов при подготовке учащихся к выполнению заданий части А.



    1. А13. Правописание –н- и –нн- в суффиксах различных частей речи.

Ошибки в написании причастий и прилагательных возникают от незнания учащимися правил, неумения определять часть речи, проводить словообразовательный и морфемный анализ слова.

Примерные вопросы в КИМах: В каком слове на месте пропуска пишется -н- (-нн-)? В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется –н- (-нн-)? На месте каких цифр в предложении пишется –н- (-нн-)?

Учащимся предлагается алгоритм выбора правильного ответа:

1. Определить часть речи слова, в суффиксе которого необходимо поставить –н- (-нн-). Учитывать, от глагола или имени существительного образовано данное слово.

2. Определить орфограммы.

3. Выбрать правильный ответ.

При повторении и закреплении данной темы следует пользоваться справочным материалом в качестве таблиц и правилами-подсказками. Например, таблица:

«Одна и две буквы н в прилагательных, образованных от существительных»

-н-

-нн-

Суффикс –ан-, -ян-

Суффикс –онн-

Кожа – кожаный

Серебро – серебряный

Полотно – полотняный

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Эволюция – эволюционный

Секция – секционный

Демонстрация - демонстрационный

Суффикс –ин-

Суффикс –енн-

Гусь – гусиный

Змея - змеиный

Жизнь – жизненный

Солома – соломенный

Исключение: ветреный

Суффикс –н-

Часть корня –н- + суффикс –н-

Цепь – цепной

Зуб - зубной

Сон – сонный

Лимон – лимонный

Запомнить слова, в которых нет суффикса!!!

Румяный, юный, единый, свиной, зелёный, багряный, пряный, пьяный




Правило-подсказка:

А где два н? Простой ответ:

В окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет

И подоконник деревянный.

Орфограмма «Одна и две буквы н в полных причастиях и отглагольных прилагательных», на мой взгляд, является одной из самых трудных в программе русского языка по ряду причин: хотя полные формы причастий и прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида, орфографически не различаются, в процессе написания одного слова учащийся должен протестировать его по четырём позициям. Для упрощения запоминания и удобства работы с этим правилом учащихся можно подвести к мнемоническому образу равновесия.

Например: в слове «скошенный» утяжеляющая приставка требует для равновесия –нн-, а в слове «некошеный» приставка не- ничего не весит, поэтому -н-. Тяжёлый (длинный) суффикс –ова-\-ева- также требует –нн-. Зависимое слово тоже тяжёлое – уравновешивается нн.

Эту орфограмму можно зашифровать по формуле «4 С» - «4 НЕ».

«4С» «4 НЕ»

1. С приставкой + нн 1.Нет приставки + н

2.С суффиксом –ова-\-ева- + нн 2.Нет –ованный-\-ёванный- +н

3.С зависимым словом +нн 3. Нет зависимого слова +н

4. Совершенного вида +нн 4. Несовершенного вида

Трудные случаи правописания –н- и –нн- в разных частях речи, требующие запоминания, можно объединить в тематические группы.

    1. А15. Правописание приставок.

Задание объединяет ряд орфограмм, связанных с правописанием приставок: «Правописание неизменяемых приставок», «Правописание приставок пре- и при», «Правописание приставок на з-с», «Правописание корней с ы-и после приставок», «Твёрдый знак после приставки».Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания необходимо при выполнении данного задания. Особенно важно найти границу между приставкой и корнем или следующей приставкой. Морфемика и словообразование помогут в этом.

Справочный материал даёт возможность запомнить правописание приставок.

Неизменяемые приставки

Приставки на з-с

Приставки пре- и

при-

ВЗО браться,

ДОбиться

БЕЗбрежный

ВОЗраст

1)приближение:

ПРИехать

ПРИплыть

1)высшая степень качества= очень:

ПРЕзлой

ПРЕдобрый

ЗАбить

НАписать

БЕСпомощный

ИСпуг

2)присоединение:

ПРИбить

ПРИшить

2)пре-=пере:

ПРЕрвать=ПЕРЕрвать

ПРЕступить=

ПЕРЕступить

Сделать, Сжечь




3)близость к чему-либо:

ПРИбрежный

ПРИдорожный




ОТплыть, ПРОпустить




4)непонота действия:

ПРИлечь

ПРИкрыть





Вопрос: В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Алгоритм выбора правильного ответа:

  1. Выделить приставки.

  2. Определить орфограммы в приставке или на стыке приставки и корня.

  3. Выбрать правильный ответ.

Например, изучая и повторяя тему «Буквы з и с на конце приставок», можно варьировать порядок выполнения действий. Вот два варианты схем-инструкций, которые используют учащиеся при объяснении орфограмм на данное правило.

^ 1-й вариант :

а) ученик находит корень/

б) выделяет приставку на з(с)/

в) определяет характер первой согласной корня/

г) делает вывод о правописании искомой орфограммы.

(Пример рассуждения: раскинулся – корень – ки-, приставка на з(с), стоит перед глухим согласным звуком корня, следовательно, на конце приставки пишем букву с.)

2– й вариант :

а) ученик находит корень;

б) определяет характер первой согласной корня;

в) выделяет приставку на з(с);

г) делает вывод о правописании искомой орфограммы.

(Пример рассуждения: раскинулся – корень– ки-, начинается с глухого согласного звука, приставка на з(с), на конце ее пишем букву с.)

Таким образом, при определении приставки в данном случае необходимость вникнуть в смысл слова у ученика появляется лишь тогда, когда он начинает действие с определения корня. Выяснение основной части слова, его смысла облегчает его дальнейший структурный анализ. Ученик, определив корень слова, дальнейшую проверку остальных признаков (наличие приставки, характер первого согласного звука корня) не производит: отсутствие приставки является сигналом к дальнейшему прекращению действий. Для вывода достаточно наличия одного этого признака.


4.Заключение.


В заключение хотелось бы отметить, что от организации целенаправленной работы по подготовке к ЕГЭ напрямую зависит результат экзаменационной работы. Экзамен требует обобщение знаний по предмету. На мой взгляд, задача учителя при подготовке учащихся к ЕГЭ и состоит в правильной систематизации работы по повторению и углублению материала, изученного в среднем звене.




Похожие:

Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconМетодика подготовки к егэ и применение информационно-компьютерных технологий
При проведении егэ по всей России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню...
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconСовременные технологии совершенствования и развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка как средство оптимизации подготовки учащихся к сдаче егэ
Ляется введение единого государственного экзамена (егэ). О нем сегодня много пишут, говорят, спорят. Появилось много книг, пособий...
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconПлан-график организации подготовки моу имекская сош к егэ и гиа в 2011- 2012 уч г
Информирование по вопросам подготовки к егэ и гиа: знакомство с инструкцией по подготовке к егэ и гиа; правила поведения на егэ и...
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconЭлективный курс «Как написать рецензию на текст в формате егэ» (Алгоритм подготовки к части С) Пояснительная записка
Программа курса «Как написать сочинение на егэ» предназначена для поэтапной работы учащихся 10-11 классов над сочинением по прочитанному...
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconПлан работы проблемной группы учителей математики «Методика решения задач части «С» егэ по математике» на 2012-2013 учебный год
Разработка методических указаний к темам школьного курса математики, вызывающим затруднения при решении задач части «С» егэ
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconМетодика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
В 2012 году в задании С2 егэ по химии предусмотрено изменение. Учащимся будет предложено описание химического эксперимента, в соответствии...
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconПротокол №1 от 10 сентября 2010 г. Планирование подготовки учащихся к егэ
Методический совет. Тема: “Утверждение плана-графика подготовки оу к егэ. Организация методической работы в оу по вопросам егэ
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconПланирование подготовки учащихся к егэ план-график организации подготовки моу "сош п. Рахья" к егэ в 2006/2007 уч г
Методический совет: "Организация научно-методической работы в оу по вопросам егэ"
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconМатериалы для подготовки к егэ по математике (и не только) в сети Интернет
Сайт для подготовки к егэ для Красноярского края (Красноярский информационно-методический центр приглашает учителей предметников...
Реферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ» iconПлан работы окружного ресурсного центра округа Варавино-Фактория на май 2013 года
Семинар по теме «Стратегия и тактика подготовки к устной и письменной части егэ и гиа»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы