Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» icon

Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…»




Скачать 85.26 Kb.
НазваниеАвторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…»
Дата конвертации25.08.2014
Размер85.26 Kb.
ТипДокументы
источник

Авторская экскурсия в школьной картинной галерее

«C чего начинается Родина…».

Наши предки славяне умели ценить красоту природы и относились к ней как к творению Бога, почитали горы и реки, деревья и цветы.

В современном мире для воспитания патриотизма и любви к Родине тоже очень важно научиться любить родную природу. Наша Родина велика и многонациональна, поэтому в музее русского быта у нас есть картинная галерея с пейзажной живописью заслуженного художника РСФСР, народного художника Дагестана Салаватова С,М,, который последние годы жизни работал в нашей школе. Жизнь Салавата Магомедовича, ветерана ВОВ, тоже может служить примером гражданственности. Поэтому творчество дагестанского художника в школе с русским компонентом образования является примером истинного диалога культур.

На основании культурологических исследований известно, что для неискушенного зрителя самым доступным для восприятия и потому любимым жанром является пейзаж.

На первый взгляд изобразительное содержание подобных произведений можно трактовать как вполне реалистические образы, как художественное претворение реального ландшафта. Но гораздо интересней осознавать художественные образы картин на основе активного зрительского сопереживания, тогда художественная интерпретация символов раскроет мироощущение художника и его стиль. Этот подход кажется нам наиболее интересным и актуальным, представляя богатый фактический материал для декодирования символов картины.

В своих композициях Салават Магомедович пытался передать образ родной земли – величавый и прекрасный, торжественный и грустный, красота природы служила для него неисчерпаемым источником вдохновения. Его пейзажи очень разнообразны, и все они написаны по памяти в мастерской художника. Воспоминание обостряет, утончает и обобщает видение, и работы получаются более глубокими и символическими.

Невольно вспоминаются наставления А.И.Куинджи своим ученикам, который учил не копировать природу, а преображать ее в своем сознании, чтобы создать целостный образ. Тогда можно передать красоту идеального мира, в то же время не порывая с реальностью. Надо внести в картину «внутреннее видение, глубоко пережитое чувство от внешних впечатлений».

Потому что «художник – не фотограф действительности, а творец образов и истолкователь природы». На мой взгляд, Салават Магомедович пытался воплотить в своем творчестве подобный подход.



У человека, выросшего в Дагестане, естественен интерес к горам, как символу прекрасного и недостижимого мира. В то же время горы являются общепризнанным образом духовного восхождения человека, способствуют созерцательному философскому восприятию мира, напоминающему нам о величии земного бытия. Я расскажу о своем восприятии нескольких его картин.

Большое внимание привлекает работа из позднего творчества Салавата Магомедовича. Я бы назвала ёё «Взлёт

ши». На картине изображены высокие свободные горы, уносящие воображение любого человека вслед за собой в бескрайнюю высь. Они символизируют чистоту и лёгкость души автора, такую же свободную, как далёкие волшебные горы и глубокое манящее небо над ними.

Внизу под всем этим первозданным и одухотворённым пейзажем изображено дерево. Его ветви тяжело опускаются к земле, как будто живой человек склоняется под ношей долгих тяжких испытаний. Но вольный ветер тянет дерево ввысь за далёкие синие горы в просторы бесконечного неба.

Это символ того, что душа человека – свободная, чистая сущность - выше физической слабости. Всё самое светлое, что есть в человеке, находится в его душе.

Я думаю, что художник хотел показать в своём произведении вольных дух, тянущийся в бескрайние просторы неизвестности. В то время, как земная жизнь, с ее тяготами и заботами, остаётся у подножия самого светлого, волнующего и важного в его судьбе.

У этой картины есть копия, написанная Салаватом Магомедовичем для одной своей знакомой на заказ. Но как известно, копия не может быть похожа на оригинал до мельчайших подробностей. Она во многом отличается от подлинника.

У копии другой формат, она выше, и композиция картины больше устремлена вверх. Небо кажется шире и легче. Возможно, художник писал её с другим настроением и отражал в ней своё отношение к заказчику. Картина имеет более мягкие светлые тона. Замок, находящийся на склоне гор, выглядит более гостеприимным. Горы ниже, и они не такие неприступные, как в первом варианте картины. А внизу растёт красивое женственное дерево, которое не так сильно пригибается к земле. Листья его живые и яркие. Наверно, Салават Магомедович отражал в этой картине образ, который ближе заказчице.

Кроме того, горы несут в себе важную образную нагрузку, как символ нравственной духовной высоты. Поэтому естественен антропоморфизм горных вершин, производящих впечатление застывших титанических ликов, всматривающихся во Вселенную. На картине Салавата Магомедовича тоже можно заметить такой образ – это женский профиль, чей взгляд устремлен к небу.. Как будто бы горный хребет – это контур богини, величественно лежащей на вершине.

Среди гармоничных пейзажей, характерных для творчества Салаватова. выделяется картина, написанная после трагедии, случившейся 1 сентября 2004 года в Беслане. Чуткое и отзывчивое сердце художника откликнулось на боль и скорбь, пронзившие сердца людей. Художник разделил горечь этой утраты вместе с близкими погибших и другими людьми, которым была небезразлична судьба несчастных детей и их родителей. Свои мысли и переживания он отразил в картине, которой бы я дала название «Горе Беслана».

Её суровый горный пейзаж на заднем плане как будто напоминает о непреодолимом роке, а кровавые насыщенные тона картины с первого взгляда оставляют тревожный отпечаток в душе. Когда смотришь на «Горе Беслана», внутри всё застывает, сердце сковывает молчание и зловещее ожидание чего-то. Хочется уйти, не смотреть на неё, не видеть всей этой боли. Но сердце призывает отдать дань памяти погибшим скорбным молчанием. А в душу начинают литься воспоминания о светлой любви, которую приносят нам в этой жизни дети.

Замок на горе, подобно родительскому дому, озарён солнцем, и даёт начало реке жизни – сильному молодому потоку, стремящемуся преодолеть все препятствия на своём пути. Но неожиданная преграда перекрывает ему путь, и лава, горячая, живая, как молодое сердце, навсегда замолкает в глубинах холодной немой бездны, имя которой - небытие.


На переднем плане картины изображён бурлящий водный поток, подобный огненной лаве. Она - отражение кровавого заката, олицетворяющего трагический конец жизни. Водный поток берёт начало у едва угадывающихся очертаний замка на горе. И дальше он стремительно несётся вдоль берегов, один из которых неприступен, склоны его круты. Лава пытается покорить их, но всякий раз отвесные скалы бросают её вниз. А второй берег совсем иной: склоны его пологи, пусты и безжизненны. Это берег несбывшихся надежд и свершений юных душ, прерванных чьей-то безжалостной рукой.

Вы спросите, почему я дала картине такое название? Ответ очень прост. Сопоставив историю написания картины и её символические образы, смело можно утверждать, что в картине отражены страшные воспоминания об этой трагедии. Произведение Салавата Магомедовича передаёт нам те чувства, с которыми мы чтим память погибших в Беслане…

Художник никогда не оставался в стороне от чужого горя. Когда в Дагестане произошло землетрясение, он перечислял деньги для поддержки пострадавших, за что был награжден медалью,




В нашей школьной художественной галерее также есть картина, которая вызывает удивительно спокойное и умиротворённое состояние.

На ней изображен закат солнца в осеннем лесу. Картина вся как будто пронизана светом мечты, манящей вперёд. Мечты доброго, все понимающего человека, смотрящего на жизнь сквозь розовые очки и пытающегося донести до нас внутреннюю красоту обычной жизни. Я думаю, что эта картина отражает немаловажные детали и воспоминания из жизни самого Салавата Магомедовича. Можно почувствовать, что картина написана в восточном духе, т.к. в ней присутствуют некоторые характерные мотивы: листья имеют насыщенные красные и жёлтые цвета, они исполнены крупными мазками, деревья изящно изогнуты. И весь пейзаж - тихий и спокойный, наполненный мудростью человека, имеющего богатый жизненный опыт. Картина будто создана для созерцания, ею приятно любоваться. Возможно, этот восточный дух, которым наполнена картина, связан с происхождением художника. Вся мудрость и величие его души отражены в этом незабываемом произведении.

Важным элементом картины является сверкающая солнечная дорожка на воде. Она искрится в лучах солнца, пестрит игривой рябью и увлекает вслед за собой к горизонту. Можно увидеть чёткую перспективу, которая соединяет солнечную дорожку с деревьями на горизонте. Они стоят плотным могучим рядом, их дебри пугают своей неизвестностью и загадочностью. А дорожка манит уйти за этот сказочный лес и узнать, что же там впереди… Но горячий солнечный свет пробивается сквозь деревья и в яркой вспышке соединяет дорожку с небом. Облака плывут всё выше и выше, словно чередуясь друг с другом, и напоминают лестницу, уводящую за собой в синее-синее небо. Эта солнечная дорожка подобна жизненному пути. Искрящая рябь на воде закипает в воображении зрителя, как бесконечный поток жизненных событий: проблем и радостей, разочарований и счастья. Об этом говорит разнообразие цветов, в которых выполнена дорожка. Она ведёт все вперед и вперед, наконец достигает своего заветного причала, и вольная душа вырывается на просторы бесконечного неба. Там она легко и плавно путешествует среди облаков и обретает спокойствие лишь в самом далёком и желанном крае неба.

Картина принадлежит к типу классического пейзажа. По краям её окаймляют деревья, подобные кулисам. Они протягивают свои ветви к солнечной дорожке под дуновением тихого вечернего ветерка. Деревья на первом плане напоминают волшебные врата, зовущие познать загадочный мир, таящийся за горизонтом, просят пойти по солнечной дорожке, наполненной её загадками и сюрпризами.

Деревья заслоняют собой реку, оставляя в поле зрения только дорожку. И взгляд зрителя легко стремится по ней к горизонту. При этом невольно вспоминается жизнь самого художника. А дорожка стремительно несётся вперёд, и её освещает и направляет только солнце, как вера в нечто высшее, превосходящее повседневную мораль людей, как вера в Бога…

Деревья на горизонте неспокойно качаются под порывами ветра, который намного сильнее, чем у начала дорожки. Этот фрагмент картины вызывает волнующее и даже немного тревожное чувство. Возникает ощущение, что на горизонте происходит буря. Возможно, этот фрагмент символизирует переосмысление жизненных ценностей, которое подводит конечную черту, итог. В конце жизни человек осознает все, что прожито, и после этого он может спокойно отправиться в бесконечное путешествие в мир горний. Все элементы картины от главных фрагментов до мельчайших деталей неразрывно связаны между собой, и вместе они образуют единый образ, которых проявляется в душе зрителя при созерцании картины.

Когда речь заходит о возможном названии картины, то возникает множество идей. Я думаю, что название «На закате» было бы наиболее удачным.. С одной стороны, образ заката помогает лучше представить пейзаж, а с другой, подводит любого человека к размышлениям о символическом смысле картины. Закат дня подобен закату жизни зрелого мудрого человека, и. объединяя его с природой, показывает, что автор есть неотделимая часть этой природы, это придает картине философское звучание. Во многих картинах Салавата Магомедовича, который прожил долгую творческую жизнь, можно почувствовать глубокие мысли, его пейзажи зовут познать самого себя и весь мир вокруг.


Не то, что мните вы, Природа.

Не мертвый, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Эти строки Ф.И.Тютчева наиболее глубоко передают мое ощущение от картин художника и мне хочется, чтобы посетители нашей галереи тоже это почувствовали и научились воспринимать пейзажи более глубоко. Здесь природа не придумана искусственно (хотя это «сочиненный» пейзаж), а одухотворена и преображена в сознании художника личностным восприятием автора. Художник имеет право, создавая образы, нарушать прямую связь между предметом и изображением и в результате прикасаться к душевным глубинам, доселе невиданным.

Анализируя творчество Салаватова Салавата Магомедовича, я многому научилась и ощутила радость творчества при написании этой работы.. Действительно,. творчество настоящего художника должно отражать существенные стороны бытия, даже если он создает в основном пейзажи. Именно этот жанр, по словам Н.Пуссена. позволяет человеку в единстве с природой достичь истинной свободы, сливаясь с божественным началом мира. Природа существует, не ведая себя, тогда как человек созерцает ее, познает, стремится найти в ней порядок, лад, ритм, которым и сам мог бы следовать. Поэтому классический пейзаж включает в себя не только разум, но и мечту, дополняющую несовершенство бытия до космической гармонии мироздания.

После созерцания подобных картин учащиеся еще ярче понимают, как надо беречь родную природу, ценить ее красоту, поэтому экскурсия в нашей картинной галерее – одна из граней воспитания патриота и гражданина. Именно поэтому я назвала свою экскурсию «С чего начинается Родина…»




Похожие:

Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconC чего начинается Родина… Авторская экскурсия

Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconС чего начинается Родина» 26 сентября семиклассники нашей школы принимали участие в районных соревнованиях «С чего начинается Родина»
«С чего начинается Родина». Команда называлась «Патриот», в ее составе было 10 человек: 3 мальчика и 7 девочек
Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconПоложение о районном конкурсе «С чего начинается Родина»
Конкурс «С чего начинается Родина» организует мбоу допиД «Октябрьский имц» и руководитель творческой группы района по краеведению...
Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconКлассный час «Мой маленький город с названьем неброским» Звучит песня «С чего начинается Родина»
Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово Родина. Но в начале пути у каждого из нас есть своя малая Родина,...
Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconПоложение о муниципальном конкурсе детского рисунка «С чего начинается Родина?»
Настоящее положение о конкурсе детского рисунка дошкольников «С чего начинается Родина?» определяет цели, задачи, участников конкурса...
Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconКонспект занятия для детей старшей группы на тему: «С чего начинается Родина?»
Цель: формирование чувства патриотизма путём осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви...
Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconПлан работы доо «Школьное содружество»
Конкурс рисунков на тему «Я живу на земле Волгоградской» («С чего начинается Родина )
Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconС чего начинается Родина?
...
Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconСценарий митинга ко Дню Победы Звучит мелодия «С чего начинается Родина»
Под мелодию «Случайный вальс» ведущие вальсируют. Танец прерывается мелодией «Прощание славянки»
Авторская экскурсия в школьной картинной галерее «C чего начинается Родина…» iconКонкурсная работа «с чего начинается родина?» (номинация «Край родной, навек любимый»)
Моу «Средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Черкасское Вольского района Саратовской области»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©uch.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы